7-канальный мощник — это вещь

Четверг, 30 Июль 2009, 13:55
Размещено в рубрике Домашний театр и имеет 0 комментариев.

Lexicon GX-7 или нечто подобное — пока что ответ на нужды комплектации домашнего к/т элитного класса. Такой, чтоб не уступал или спорил с лампой на музыке с собственных позиций.  Кстати, подцепив на вход ламповый пред, получим еще и отличный стерео-гибридник.

Lexicon GX-7

Lexicon GX-7

Сегодня и уже давно большинство людей слушают музыку на том же усилителе, на котором воспроизводятся звуковые дорожки фильмов и видеопрограмм. То есть — в системе домашнего кинотеатра. Чаще всего такой многоканальный усилитель встроен в AV-ресивер. Это значит, что так или иначе усилитель вынужден иметь дело с менее, чем совершенным материалом и в неблагоприятных условиях «кормить» колонки идеальным сигналом. Более того. Мы, юзеры, обнаглели и поверили во всемогущую индустрию настолько, что от каждого нового поколения ресиверов требуем улучшенных параметров и уменьшенной цены. Конечно же, это самообман — схема усилителя мощности в последний раз претерпела сколь-нибудь заметное улучшение лет 30 назад. С тех пор индустрия вынуждена «повторять пройденное», изобретая только новые заковыристые термины и понижая трудоемкость и себестоимость схем и деталей. Если бы нынешние ресиверы ценой до 1000 у.е. «перенести» в прошлое, то их звучание, конструкция и комплектация навеяли бы на хорошего аудио-инженера лишь депрессию, скуку. В прозаичном музыкальном центре 1975 года выпуска все оказалось бы значительно грамотнее.

Итак, что же? Деградация человечества и здесь тоже? Отнюдь. Как полопаешь, так и потопаешь. Чтобы сегодня обладать ценностью, надо заплатить примерно вчерашний ее эквивалент. Прокалькулировав инфляцию мировой валюты за 30 лет, находим сумму в отношении конкретно данной категории продукции: усилитель мощности. Это составит сегодня 2—4 тысячи долларов. Как бонус, сегодня за этот эквивалент вы получите не стерео, а многоканальный усилитель. Со всей благодатью непреходящего произведения, каковой и является аудио хай-энд.

Сразу напомним: самым влиятельным элементом домашнего театра или музыкальной системы является предварительный усилитель, где происходит раскодирование и обработка данных, формируется «зародыш» звука, который усилителю предстоит «воспитать». Но цифровой формат так безжалостно аналитичен, что проблема создания «человеческого» многоканального предусилителя не решена до сих пор. В дверь уже стучится формат HD DVD, и фирма Lexiсon придерживается мудрой политики: ее «преды» и процессоры встроены в ее проигрыватели. Считайте это за «территорию риска» или за сменный элемент системы. Более «вечен» усилитель мощности. У «Лексикона» он может «качать» все 7 колонок (по числу каналов после обработки), так и классическую стереопару. В этом случае, как известно, вложенные деньги не пропадут. «Лишние» каналы объединяются, чтобы получить стерео еще более безумного качества и мощности.

Все это прописные истины для сколь-нибудь опытного меломана, но новое поколение не всегда знает про хай-энд. Новое поколение день-деньской пропадает на работе, дома в основном отсыпается, а музыку слушает в машине. По крайней мере до конца года этот расклад продержится, но готовиться к приятным открытиям и новым статьям осмысленных трат надо уже сегодня. А значит — многоканальный «Лексикон».

Никто точно не знает, как именно «правильно» должна звучать музыка с носителя. Грамотное решение или дорогая комплектация — часть вопроса. Другая часть — престиж марки. Данная фирма идет от богатого студийного опыта. Ее решения никогда не пересекаются с известным мультимедийным «рационализмом» вроде кулеров (принудительного охлаждения) хотя бы потому, что кулер посылает помехи в ток питания и расстраивает схему. Выделяемое тепло в здешних усилителях рассеивается конвектором. Такая же классика — схема усиления в классе АВ. Поясню просто. Сигнал в целом подразделяется здесь на «громкий» — который направляется на специальную, динамически «богатую» схему класса А, и на «тихий» — он усиливается в классе В, при чуть возросших искажениях и компрессии, но зато «полнокровнее», чем способен класс А. Все вместе складывается в идеал, схемы компенсируют взаимные погрешности и работают с высокой надежностью. В «разгар» своей работы усилитель создает ток силой в 20 ампер, тогда как «проблемное» переключение из класса в класс не превышает уровня 100 миллиампер (mA).

В мире наберется фирм 10, которые строят консервативные и грамотные усилители мощности для домашнего театра наподобие этого. Большинство из них замахивается на слишком многое. Они ставят целью построить каждый из 7 каналов полностью независимо от соседних, даже по питанию. Представьте себе, что для такого агрегата надо сделать 7 силовых трансформаторов абсолютно равных номиналов. Работа адова. Поэтому здесь можно наткнуться на жульничество изготовителя. Либо сам трансформатор прост, либо будет рассогласование. И потом — все равно придется запитывать такой агрегат одним общим сетевым шнуром. Больше всего таких «дешевых популистов» среди английских фирм. Сразу отсеивается две трети претендентов. Далее. Не без оснований ценятся балансные (XLR) входы и выходы. Но они же жестко ограничивают круг «предов» и DVD-проигрывателей для партнерства с таким усилителем. Кроме того, на XLR-кабелях можно разориться, а преимущества в звуке против кабелей RCA — не гарантированы.
Отсеивается еще одна пятая часть конкурентов «Лексикона».

Среди оставшихся данная модель лидирует по спецификациям и надежности. Судите сами. Выходная мощность 7 х 125 Ватт на АЧХ 20Гц — 20кГц и при мизерных интермодуляционных искажениях (менее 0.05%). Трансформаторы не снабжены спецификацией (американцы считают — излишне), но по всей видимости мы имеем дело с мощным производителем питания на 500 Вольтампер (VA) плюс резервуары дополнительной энергии по 15,000 микрофарад (uF). Практически это гарантирует вам еще меньше искажений, чем заявлено. Если вдруг цифровые искажения (джиттер) или просто плохая запись на диске дали грязный или болезненный звук, то «Лексикон» способен будет его узнать и обуздать.

По качеству фирма опирается на несколько другие, непопулистские критерии. Музыка на дисках до сих пор нас впечатляет потому, что мы не слышим в ней лишних «примесей», фонов, которые так ограничивали кассеты и винил. Этот желанный показатель называется отношением сигнал/шум. В данном усилителе он равнозначен диску, если не лучше его: более 100 дБ на огромной мощности 125 Вт и на самой «шумной» частоте 30 кГц. Знающие оценят…

Как всякий мощный, сложный и хорошо звучащий усилитель, GX-7 может работать на «опасную» нагрузку 2 Ом лишь ценой низкого качества звука. Не желая юзеру такой судьбы, фирма сразу же снабдила цепи «жесткой» системой защиты от «опасностей». Если вы подключите слишком «низкоомные» колонки или еще где напортачите, защита сообщит о временном отключении усилителя. Защиту фирмы не любят. Она зачастую портит бас, который выражается в демпфировании (demping factor). Чем ниже цифра, тем хуже качество баса, но начиная с 70 — уже неплохо, в данной же модели демпфирование = 200 на частоте, которую и услышать-то трудно: 20 Гц. Наконец, по входам усилитель GX-7 приспособлен для работы современных инсталляторов и дизайнеров помещений. Он красив, строг и весит 23 кило.

Резюмирую главное: вы можете потратить «неважную» сумму на домашний театр «в комплекте», бесконечно регулировать его и уставать от него. Но при этом обладать хорошим «Опелем», чтобы в пробке про вас думали хорошо. Вы можете обладать или не обладать «Опелем», но получить утомление еще и дома будет трудно— если домашний театр вы построите на базе Lexicon GX-7. Ну а какие новейшие колонки к усилителю — в следующей статье.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a