Акустика домой

Четверг, 30 Июль 2009, 13:10
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.

25 тысяч долларов на дороге не валяются. И потом, зачем так сильно помогать Грузии? По материалам зарубежной прессы и с разрешения www.klipsch.ru.

На рынке акустики произошла смена приоритетов. Появилась колонка с широкой диаграммой направленности, с раздельными и индивидуально решенными секциями по НЧ, СЧ и ВЧ, с вызывающе массивным и габаритным корпусом, со сложными проработанными разделительными фильтрами 4-го порядка и практически 4-полосной конфигурацией. Своеобразный паспорт модели – ее три-ампинговый выход, то есть практически – три полноценные акустические схемы под одним корпусом. В этом свете неудивительна и цена модели.

Каким бы ни было продолжение серии «Палладиумов», модель P-39F останется не только во флагманах, но и в когорте шедевров наряду с серией Heritage. К ее «излишествам» следует отнести килеобразный корпус авторства фирмы BMW, который вписывается в современный интерьер и устраняет его акустические несовершенства. В числе прочих богатых решений – модернизированный экспонентный рупор по СЧ и ВЧ, разнообразие материалов и форм центрального колпачка (ответственного за сохранение фазы сигнала), комбинация закрытого и фазоинверторного решений в одной колонке. Общий результат — исключительная четкость звучания, высокое звуковое давление и крайне низкая доля искажений. Звучание P-39F настолько линейно и одновременно — динамично, что девальвирует «моду» на узкопанельные узко-направленные колонки с их «тощей» образностью и неустойчивой сценой.

Выбор данной модели может быть только осознанным, не случайным. Это выбор превосходного и талантливого решения против решения рядового заурядного.

Важный козырь рупорной акустики (против всякой направленной) – это незначительная доля искажений. Секрет «правильного звука» — баланс «нелинейных» факторов, свойственных динамикам в той или иной степени. Сюда относится подвижность диффузора со звуковой катушкой, характер подвеса динамика и поведение колонки во время «рождения» и выхода звуковой энергии. Чем эти факторы меньше, тем ниже импеданс (сопротивление) на звуковой катушке, и тем легче колонка строит высокое звуковое давление.

Вопреки распространенному заблуждению о преимуществе «длинноходных» динамиков, искажения на динамике пропорциональны колебаниям его диафрагмы (или мембраны) и составляют 10% оного. То, что зачастую принимается за длинный ход, то бишь, гибкость подвеса – оказывается тривиальной деформацией диффузора, подвешенного излишне жестко и перегруженного сигналом. Твитеры в таких жестоких перегрузках претерпевают так называемый излом купола, а диффузоры СЧ-динамиков проявляют характерное «хрюканье». Первый признак опасности – именно излишне активный и широкий ход диффузора в подвесе. Если нечто похожее имеет место, то значит, колонка уже девальвировала замечательные «чистые» спецификации усилителя, поскольку превзошла 0,1% и тем более 0,0001% КНИ.

Что касается рупора, то он эффективно (вдвое!) разгружает динамик от львиной доли колебаний по их амплитуде, ликвидируя риски излома. Это фактически выражается в протяженности отдачи динамика еще на пару октав, что крайне важно для твитеров. Для всей семьи «Палладиумов» будет применяться модернизированный Tractrix (в свою очередь улучшенный экспонентный рупор) из акустически нейтрального композита с обычной для этой марки дисперсией на 90 x 60 градусов. Уж он разгрузит!

Инженерный опыт вступает в силу, когда приходит очередь «балансировать факторы» дабы получить столь же протяженную и гармоничную АЧХ на вуфере, который в составе рупорной колонки не имеет рупорного оформления. На графике ниже приведен пример удачного решения по соотношению между резистивной и реактивной нагрузкой в таком динамике и его импеданс. В модели P-39F недаром применены три 9-дюймовых НЧ-динамика на гибридной (алюминий / Rohacell / кевлар) диафрагме высокой жесткости с особо податливым подвесом, полуторадюймовой катушкой и индивидуальными воздуховодами в этом отсеке колонки. Пересмотрен и пересчитан магнит: здесь это — строенная структура на сдвоенном «кольце Фарадея» лля упорядочивания колебаний диффузора. На тест-тоне 50 Гц (как и на сложном сигнале) при звуковом давлении порядка 120 дБ такая акустика способна на чистый и протяженный линейный бас благодаря тому, что каждый из вуферов отрабатывает собственную АЧХ, не проявляет резонансной частоты и во всяком случае не превышает амплитуды колебаний в полтора мм. Традиционная направленная или закрытая колонка может провоцировать свой вуфер на ход порядка 5-6 мм.

Колонка направленного излучения – принципиально иная. Она имеет пониженную чувствительность, поскольку 95% подводимой мощности здесь работает на нагрев голосовой катушки, прочее – непосредственно на движение диффузора. Нагрев катушки значительно увеличивает импеданс, что уже предвещает клиппинг (перегруз). Такая акустика называется «транзисторной» по типу усилителя, который предопределен ее характером. Ну а такой усилитель не отрабатывает нюансы, зачастую упрощая музыку и ее формат записи до цифровой файловой. «Вытягивая» нюансы, слушатель поддает громкости и… добивается еще большего нагрева катушки. И падения чувствительности на колонке, заодно. Теоретически, для получения давления 120 дБ здесь необходимо подать 1590 Вт.

Итак, опыт необходим фирме-изготовителю акустики дабы грамотно сбалансировать динамик. Высокая чувствительность – важный фактор в достижении реалистичных уровней звукового давления. Благозвучие или характеристика так называемых «гармоник» (ключевых частот в спектре сложного музыкального сигнала) – фактор номер два. Кривая внизу показывает типичные «гармоники» по уровню давления 150 дБ. Интермодуляционные искажения на соответствующей спектрограмме незначительны — 1%. Максимальное отставание второй «гармоники» от «основной» составляет 65 дБ. Практика показывает, что сие выравнивается конструкцией рупорной колонки. В случае же направленной (или излучающей по оси) колонки СЧ-динамик показывает высокую интермодуляцию 10% и значительно больший разрыв между «гармониками».

В новой модели «Палладиума», СЧ — акустически настроенная закрытая камера, а ее «мотор» — один из самых аккуратных в истории рупорной акустики. Как и басовик, он состоит из трех (!) редкоземельных магнитов, выдерживающих рабочий нагрев и стабильную отдачу в диапазоне 500 Гц – 3 кГц. Пористый подвес превосходит традиционный латекс по надежности и бутил-резину по податливости и легкости. Вместе с тем, конструкция достаточно жестка в целом. Индуктивная модуляция не возникает здесь даже по достижении наивысшего давления.

В новых «Палладиумах» особо качественная электроника кроссовера 4-го порядка на емкостях, которые быстрее обычного вбирают и отдают энергию, и на мощных резисторах пониженной индуктивности (инертности). Вся схема нанесена на двусторонние платы сквозным способом для лучшей передачи нешуточной энергии. Поскольку некоторые справедливо считают кроссовер важнейшим задающим элементом в колонках, здесь стоит охладить пыл тех, кто излишне идеализирует винтажную акустику. Их заблуждение происходит от факта превосходных кроссоверов – неизменной черты старой акустики. Однако прежние решения имеют ограниченное применение – для ламповых однотактных усилителей мизерной выходной мощности. Нынешние мощные усилители, ламповые и транзисторные, провоцируют старую акустику на жесткие перегрузки или интермодуляционные искажения. Если уж подбирать винтаж, то – новодел. Пожалуй, первой серьезной домашней моделью, которая приняла вызов одноваттников, стал Klipschhorn с чувствительностью 100-110 дБ и способностью строить звуковое давление 105 дБ. Обычная направленная колонка в сравнении потребует нагрузку в 50 Вт и гейна +17 дБ. Ну а модель P-39F работает адекватно от маломощного лампового и от очень мощного транзисторного усилителя.

Рупорную акустику ценят за динамичный выдвинутый звук. Во многом это эффект верной передачи капризных переходных частот (транзиентов), которые как бы обрамляют партии в пространстве и воссоздают сценические планы, свойственные оригиналу. В отличие от направленной акустики, рупорная располагает легкой подвижной диафрагмой быстрого срабатывания и массивным «движком» в тылу – идеально для передачи транзиентов. Рупора популярны среди умных людей, которые экономят на лишних электрических схемах усилителя, ведь рупорной акустике безразличен коэффициент демпфирования усилителя. Сильное магнитное поле в таких колонках лучше управляет катушкой, что очень важно для передачи высоко-импульсного сигнала. Обычные направленные колонки звучат терпимо в этом отношении, лишь если на них выстроена линейная АЧХ и не запаздывают некие звуковые частоты. Рупор же напротив, идет к линейности путем создания условий для быстрой и аккуратной импульсной отдачи. Многие будут удивлены тем фактом, что это достигнуто благодаря распространению жестких металлизированных диффузоров.

Рупорная колонка – это совмещение мощи, чувствительности и широкой дисперсии. В минусе – только размер, массивность и цена такой колонки. Басовые рупоры настолько затратные, что в домашних моделях они уступили фазоинвертору. Концертные порталы нельзя вполне отнести к грамотным рупорным решениям, поскольку там обычно происходит излом диафрагмы, простительный для зальных объемов. Не вполне корректны и конические динамики в рупорном оформлении. Ну а когда – как в рассмотренной модели – все отлично, рупор есть единственный и кратчайший путь к упругому басу, динамичной середине и чистым верхам.

Исключительные права на дистрибуцию любой акустики из Америки Klipsch: компания Overton.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a