Маленькая B&W CM5 и центр: волшебные перевертыши

Среда, 15 Июль 2009, 22:54
Размещено в рубрике Hi-Fi cтерео и имеет 0 комментариев.

Новая акустика домашнего театра известной английской марки — повод пересмотреть паспортные данные. Право же на это дает необычно «высокая» конструкция того, что предназначалось англичанами как боковая или тыловая акустика комплекта.
Маленькая полочная или, как любят говорить звукорежиссеры, мониторная акустика ближнего поля – все же, неоценимое удобство. Осознать это вполне и отдаться этой категории мешает стойкое желание «маять вещь» на полу. Вот, однако, практичные доводы в пользу маленьких колонок. Разумеется – еще и их меньшая цена. Также разумеется, посетители hi-fi-выставок могут благополучно пропустить несколько абзацев нижеследующего необременительного «ликбеза».После него последуют «маленькие хитрости», если взглянуть на привычный предмет (колонку) под новым углом.

Очень хорошие маленькие колонки – всегда мониторы, с точки зрения «студийщика». Это понятие отражает их функцию – контролировать и доносить все нюансы и игнорировать «ауру», в которую звукорежиссеры и так не верят. Хорошая отработка нюансов – этого. однако, уже достаточно, чтобы маленькие колонки в любом помещении (а иногда и в машине) эффективно подменяли напольную «серьезную» акустику. Преимущество всяких таких хороших маленьких колонок — относительно малые уровни запрашиваемой мощности усилителя. Преимущество номер два – категорически равноценная работа колонок и всей системы в любом помещении. Ничего не надо глушить дорогими и обременительными средствами! Стены и предметы в этом случае всегда сами действуют как вторичные излучатели, отражая, переотражая и частично поглощая звуковую волну. В подходе инженера к конструкции маленьких колонок, так или иначе, воплотилась беспомощность перед неизбежными «влияниями» — даже если комната увешана коврами и заставлена фигурками. Кстати, в такой комнате как раз ожидается наиболее приятный и естественный звук. Напротив, в полностью открытой местности будет теряться звук даже очень больших колонок.

За полочный класс можно принять колонки высотой до 40 см и с несколько меньшими размерами по глубине и ширине. Как правило, это 2-полосная (басовик+высокочастотный динамик) конфигурация, 3 или 5 кг веса, единственная пара выходных клемм, а внутри — простейший разделительный фильтр в виде резистора или конденсатора. Такая колонка формально относится к hi-fi-категории, способна создавать звуковое давление (уровень громкости полезного сигнала относительно фона) порядка 50 дБ и озвучивает частоты от 70 до 20.000 Гц. с неравномерностью (то есть, с большей или меньшей очевидностью) 3 дБ. Эти данные всегда соотносятся с усилителем мощности, который работает на данную колонку и не должен создавать ей искажений выше 1%. Сдерживание искажений в свою очередь зависит от согласованности усилителя и динамиков в колонке по сопротивлению (импедансу), который для большинства случаев составляет не ниже 4 Ом.

Важнейший показатель качества колонки – мощность, которую, однако, можно искусственно завысить, замеряя на постоянном тоне, в лабораторных условиях и при максимальном уровне искажений. Вот почему все лабтесты – фикция, манипуляция и уловка. Идеальное согласование усилителя и динамиков достигнуто в колонках активного типа (то есть, с приданным встроенным усилителем). Они получили распространение в студиях, а также в мини-центрах и магнитолах. Их звук неизменно опознается как лучше сфокусированный. Однако, за счет куда более качественно исполненного внешнего (обычного hi-fi!) усилителя владелец пассивной колонки получит более превосходную динамику и услышит намного больше звуковых частот.

Пролистав историю маленькой колонки, находим следующее. Реже всех встречается конструкция на одном широкополосном динамике, соответственно – без электрических элементов (фильтров) в схеме. В редких случаях в маленький объем может запихиваться несколько (до 5!) динамиков и тогда соответственно усложняется электрическая схема. Динамики при этом могут выходить на разные панели, их клеммы могут выводиться для самостоятельного усиления, а дизайн корпуса фантазийно варьируется от многогранника до шара (который подвешивается цепями к потолку или имеет собственное основание-стойку). Такая колонка излучает в разные стороны и является (в отличие от обычной) омни-направленной иди дипольной. Использование необычных типов динамиков (например, абсолютно плоских диффузоров, пассивных радиаторов или щелевых) добавляет к выразительности дизайна и звучания, создавая впечатление действительно большой напольной и серьезной акустики класса Hi-End.

Напротив, отражения звука в комнате можно свести к минимуму, используя колонки направленного типа, то есть – чьи динамики и их организация на панели «посылают» весь звук вперед, к слушателю, без эффекта рассеяния. Зачастую корпуса колонок полностью закрыты, без отверстия фазоинвертора. Такой тип колонок отличается пониженной чувствительностью на сигнал, то есть требует подведения значительно большей мощности. Чувствительность выражается в дБ и составляет применительно к такой акустике порядка 80 дБ. Практически, такие колонки способны создать «большое» и «вездесущее» впечатление только на громком звуке и только с расположением слушателя в оптимальной точке прослушивания в комнате. Их достоинство, однако – более отчетливый и разборчивый звук.

Во всех типах маленькой акустики разработчик нейтрализует влияние корпуса, добиваясь эффекта «подвешивания» динамиков в воздухе. Если слушатель не в состоянии определить размеры ящика, то он априори принимает его за очень большой ящик. С этой целью внутри ящика реализуются определенные соотношения сторон, пространство делится на сектора или заполняется жердями, разнородными материалами. Таким образом, ликвидируются стоячие волны и иные резонансы, которые выдают размеры ящика.

Именно о такой, как в паре-тройке абзацев выше, колонке идет речь сегодня, когда дилеры A&T Trade получили новинку B&W. Ее особенности – существенная чувствительность 88 дБ и такое же звуковое давление, то есть сопосбность воссоздать громкость концерта на расстоянии 1 метр. При этом простейшая (здесь) схема на отборной электронике и сам динамик выдерживают «нагрузку вниз» до 3 Ом, что позволяет колонке забирать от усилителя всю поступающую на нее энергию. В противном же случае (у большинства колоночек на рынке) имеет место возврат части энергии обратно на усилитель и его злобное «захлебывание» (клиппинг). Как всегда с данным брендом, колонка работает с широким спектром усилительных «мощностей», от мизера до «сотки» ватт.

Кое-что у фирмы неизменно, поскольку апробировано. Нечего менять, например, в конструкции 16-см НЧ/CЧ-динамика на кевларе и у твитера, завершающегося алюминиевым отводом типа Nautilus. Слушатель отметит яркое броское звучание колонок, и этим они обязаны твитеру, который свободно «протягивается» до 50 кГц – пусть даже там и нет записанного звука музыки. Я бы оговорился здесь: предпочитаю рано «уведенную» АЧХ с целью имитации старого консервативного звучания, но то – дело вкуса.

Ну а важнейшее из новшеств новой серии колонок CM – это более массивная корзина и панельки на «морде». Металл в обрамлении динамиков и на их камере никогда не был лишним в истории акустики, но многие фирмы и тут умудрились напортачить: известны полностью металлические корпуса, дающие мерзкий роботизировано-индустриальный звук вместо прекрасной музыки. Что до СМ, то металла тут – сколько надо, и не более того. Помимо элегантности и демагнетизации металл сообщает еще и стабильность, которая всегда кстати для хорошо вибрирующих диффузоров внутри крепежа.

Цветовая гамма разнообразна под клиента и включает тон года (Венге), но я лучше – о другом. Фазоинверторная конструкция «малышек» совершенно не чувствительна к близости стен, так что вешайте их прямо на стену без опаски за качество звука. 10-кг вес колонки делает ее еще более независимой от антуража, будь то книжная полка или даже пол. Купив же еще и центр СМ, вы сможете экстра-дешево выйти на комплект с «гибким» применением и высокой функциональностью, особенно если вы живете на «временной» площади и можете съехать. Дело в том, что благодаря низкому сопротивлению реальной нагрузки «полочники» могут выполнять роль центра, а центр в этом случае отлично «превращается» в напольную колонку. Не надо бояться в этом случае расставлять пару-четверку центров CM по углам комнаты и ставить их «на попа», а не плашмя. Такое применение продиктовано исключительно «взрослой» конструкцией центра из новой серии.

В предложенной здесь неординарной конфигурации домашнего театра становятся ненужными напольные колонки СМ. Если вы купили весь комплект СМ – это даже лучше, потому что «напольники» пойдут на формирование вашей стереосистемы, второй в вашем доме. Почему-то считается, что народ живет бедно и является заложником государства-монстра. А две системы в домах – вовсе не редкость. Наверно так народ показывает монстру кукиш. Но в отличие от покупки ребенку в школу мобильника за 20 тысяч, две системы дома практичны и востребованы. Как ни крути, музыку лучше слушать на одной, а кино смотреть – на другой. Если валить в кучу, то музыка «пропадает» и «провисает». Тогда ей действительно место – на флэшке в метро.

Напоследок совет: читатель, не хитри. Не применяй совет к китайскому барахлу или к дурному эрзац-хай-энду, который ты ненароком купил где-то еще. Отношение рождает отношение, и плохая акустика в этом плане не имеет никаких – даже прямых – применений. B&W – оазис остроумия и английской находчивости, а их новая серия отличается запасом качества. Ну а как поэффектнее применить сабвуфер, который комплектован к покупке – в следующий раз.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a