Быль и былины о голове Shure M97xE

Пятница, 14 Август 2009, 22:01
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.

Кто все обо звсем знает и имеет свое мнение — ходит на hi-fi.ru или audioportal (не путать с нашим), которые однако не прибавят себе посещений от моей рекламы здесь. Важны люди покупающие и слушающие, а не обсуждающие. А они сегодня смотрят на винил, как баран на новые ворота. Цифра обречена — как капитализм и любой «изм», кроме своего кармана, в России.

Я был удивлен несказанно, когда недавно поставил на свой отстроенный домашний театр диск тест-тонов. Оказалось, что электроника ресивера отсекает напрочь высокие частоты после 10 кГц. Этих тонов не слышно даже в студийных наушниках с гнезд ресивера и проигрывателя. При этом мой слух был обманут очень гармоничной настройкой прочих оставшихся частот. Слушая безумные эскапады вечно революционной трубы Колтрейна (John Coltrane «Giant Steps» Atlantic 1960 / Пурпурный легион 2002), я наивно предполагал протяженность до 20 кГц. Этот эпизод говорит о том, что протяженность – не главное. Главное – естественное соотношение «ключевых» частот с незаметным плавным спадом спектра. Если нас читают неискушенные люди, то проще говоря – важно красиво выстроить звуковые «точки» в короткую, но сплошную плавную линию, а не расставлять их, словно часовых вокруг военного объекта. Примерно это делает цифровое аудио в отличие от консервативного аналога, винила. Ну а компрессионное мультимедийное аудио выстраивает несколько «часовых» в короткую обрывистую линию, что совсем плохо.

Для винила установлен стандарт до всего лишь 15 кГц, и этот факт не ущемляет хай-эндного статуса формата. Сегодня происходит поистине взрыв интереса к винилу: высшее звено менеджеров и директоров в нашей стране раскупает его в немногочисленных салонах и увлеченно вникает в суть такой новой и такой древней техники – проигрывателя винила. Красивая современная модель специальной немецкой марки Clearaudio Evolution по праву считается уверенным стартом для нового российского меломана с положением в обществе. Ну а супер-модное ток-шоу «Late Night With Conan O’Brien» на подписном спутниковом англоязычном телеканале CNBC укрепляет эту тенденцию каждый уикэнд, когда у ведущего О’Браена гостят респектабельные музыканты и гордо демонстрируют свежевыпущенные «пластинки» в огромных глянцевых конвертах. Признаваться, что вы либо не понимаете по-английски, либо не имеете Clearaudio Evolution – просто неприлично в хорошем обществе.

Если о проигрывателе многие уже знают, то с магнитной головкой для него дело более туманное. Действительно, ключевые аспекты качества звука с винила – это проработанная конструкция тонарма («лапки») проигрывателя и схема фонокорректора (если он уже не встроен в ваш усилитель, то отменная выносная модель — PS Audio GCPH Phono Stage). А третьим следует головка. Более того – ее способ монтажа на тонарме предполагает, что пользователь должен иметь несколько разных головок и тем самым варьировать качество звука. Именно с этой целью марки и модели головок делятся по жанрам музыки и классам, которые условно соответствуют классу проигрывателя и системы в целом. Японские бренды головок считаются более агрессивными и «дискотечными», а европейские – более консервативными и хай-файными. В этом «лагере» есть горстка марок «без пристрастий и на все случаи жизни». Как правило, они разрабатывают конструкцию и тип звучания, которые принципиально получили общее одобрение еще в 70-х, когда данный тип проигрывателя впервые распространился в мире. В этой категории есть 1-2 фирмы-лидеры всех времен и народов. Все, что они делают – веха. Назову одну: Shure. Модель головки, венчающая «бытовой» ряд моделей — Shure M97xE.


Головка представляет собой схему из катушек бескислородной меди (по 2 на канал) и магнита, куда передается малейшее движение от иглы. Слабый и точный сигнал, рождающийся на месте, передается через контакты на торце головки по проводкам тонарма проигрывателя – на схему «подъема» и эквализации, которая известна как фонокорректор. Эта штука может стоять в вашем усилителе, но чаще выпускается и продается как универсальный блок. Вернемся к головке. То, как все в ней организовано и выложено в корпусе – тоже формирует характер звука. Но, пожалуй, важнее — изнашиваемая сменная часть, эллиптической формы игла, выточенная из натурального алмаза. Эллипс близок к форме резца, который используется при изготовлении матрицы винила, поэтому игла «снимает» изначальный сигнал почти идентично, во всяком случае – превосходнее, чем ЦАП CD-проигрывателя.

Игла составляет чуть ли не полцены головки, поскольку является ее самой прецизионной частью, где рассчитаны податливость, конфигурация иглодержателя, жесткость крепления на корпусе головки. Справедливости ради следует вспомнить добрым словом модель V15, где обточка иглы была еще более сложной, однако и M97xE превосходит конкурентов (Ortofon Super OM 10, Goldring Electra, Grado Prestige Silver, Sumiko Pearl) по изощренности обточки граней (0.2 х 0.7 мм) и минимальной прижимной силе (1.25 г), не говоря о наличии стабилизирующей «щетки», которая здесь еще и чистит и «разряжает» поверхность пластинки от статического электричества. Благодаря щетке, эта игла получила славу самой устойчивой при проигрывании «сложных» бороздок. Кривые или поцарапанные бороздки «несвежих» пластинок относятся сюда же.

Я помог знакомому аудиофилу, в чьем «арсенале» уже 6 разных головок и который тем не менее не может удержаться от покупки еще одной интересной. У него неплохой современный проигрыватель с хорошим тонармом, но в отличие от Эволюшн – он компромиссный, для ди-джея на дискотеке и поэтому небрежно отрегулирован на заводе. Новая головка Shure M97xE переполнила чашу терпения моего знакомого. Он решил избавиться от незадачливого проигрывателя в пользу Evolution – записался в очередь в салоне Солярис. Ниже я почти дословно привожу мнение моего «клиента» плюс мнения обладателей Shure M97xE в разных странах мира. Пусть читатель простит им определенную идиосинкразию.

«Провода внутри тонарма своего проигрывателя я не менял, а надо бы. В модели Evolution, разумеется, проводка подобрана по номиналу, чтобы максимально раскрывать сигнал именно бытовых моделей головок. Сами американцы характеризуют M97xE как нейтрально звучащую, неагрессивную, недиджейскую. Уточню: за счет своих тонких граней, игла в модели не выявляет царапин и статики с поверхности грампластинки, что очень выгодно для хозяина.»

«В моем диджейском проигрывателе часть сигнала смягчается, поэтому я нахожу лучшим сочетание с головкой Ortofon. Но я понимаю, что это следствие компромисса, и не могу мириться с такими «потерями» сигнала, поэтому куплю себе Эволюшн – на большее нет денег.»

«Звук головки — достаточно сочный и убедительный, с хорошим плотным басом и сочной серединой. Верха «открытые», но вместо «нейтральные» я бы сказал «неконкретные». За несколько дней пользования моя М97хЕ «проехала» только 10 пластинок, то есть не «приточилась», поэтому высокие частоты такие бархатистые, не хватает «железа» на тарелках ударных инструментов и «канифоли» на струнах скрипки. Зато бас — аккуратный и плотный, без бубнения, хорошо фокусирован, не размазан по звуковой сцене, как это часто бывает в домашнем аудио. Отличная середина при убедительном басе очень важна. Медные инструменты в роке и джазе не сливаются в дребезжащую и раздражающую «кашу». Все и всех слышно.»

«Не совсем доволен я звуковой перспективой, сценой. Она немного сужена и выдвинута вперед. Возможно — за счет подчеркнуто хорошего баса и середины плюс отсутствие прозрачности на высоких частотах. Перспективе как бы не хватает «воздуха». Возможно, этот аспект изменится в лучшую сторону после «обкатки» иглы.»

«Головка высшего класса обошлась мне в 100 у.е., и это стало возможным только благодаря переносу производства из США в Мексику, которую американская индустрия практически колонизовала. Модель V15 американского производства стоила в 80-х годах втрое дороже, а доллар был втрое сильнее. Если рассматривать детали головки в сильную лупу, то я подмечаю неровности. Не могу сказать, чтобы они влияли как-то на работу или параметры головки. Меня больше обескуражила упаковка, которую мои зарубежные «братья» назвали «роскошной». В солидной алюминиевой коробке действительно лежит «аудиофильский» комплект, полный монтажный набор — отвертка, кисточка и винты. Но в ее самом большом отделении лежит жалкий пакетик с двумя винтиками и двумя гайками одного размера, без каких-либо шайб и прокладок, а у головок подешевле они есть! При этом винтики здесь – чисто железные и поэтому «пристают» к корпусу головки, если случайно их сблизить друг с другом. Внутри головки – довольно сильный маленький магнит. Хорошо однако, что гайки к винтам – немагнитные. Из конструкции головки вытекает, что ее надо крепить винтами вниз, гайками кверху. Получится, что намагниченные винты окажутся в непосредственной близи к корпусу и игле, а это «нездорово» для строгого аудиофила.»

«Резюме аудиофила: М97хЕ — «роковая» головка в смысле «для рок-музыки», очень неплохая на джазе, но при ее массе в 6 с лишним грамм тяжеловатая для классики. Разумеется, в прямой привязке к качеству вашего проигрывателя, который к тому же надо устанавливать ровно, по архитектурному «уровню».

Наше резюме для обычного и разумного пользователя. M97xE практически повторяет конструкцию и подход, воплощенные в легендарной серии V15, которая прекращена по соображениям рентабельности. Фирма стремится по прежнему «держать» мировой рынок ширпотреба. Удивительно широкий, панорамный, открытый характер звука головки больше всего согласуется с американским, немецким, скандинавским представлением и с техникой из этих стран. Он совершенно чужд ушам японцев, и поэтому они питают к нему особый интерес. Сменные иглы без названий могут подходить к головке, но неизменно внесут чужеродный характер в звук. Ресурс собственной иглы значительно опережает спецификации и простирается на годы, если не десятилетия. Давление иглы на более грубом проигрывателе можно беспрепятственно увеличить до 2 грамм, получив еще более уверенное «слежение» и плотный звук без вреда для пластинки. Особенно, в случае использования сменной версии иглы специально для пластинок на 78 оборотов. При подсоединении проводков в шелле (держателе) к контактам головки важно не перепутать «землю» между собой и еще лучше – обзавестись более качественными соединительными проводками. Из параметров головки важен ее вес, который выше диджейских моделей и может превысить возможности балансировки и антискейтинга (как случилось с моим незадачливым приятелем). Также важна емкость 250 пикофарад, поскольку ряд фонокорректоров требует определенную «дозу» (400-500 пикофарад) для «корректной» эквализации сигнала с головки. Пикофарады можно «регулировать» подбором звукового кабеля, рассчитав его емкость, хотя это и головоломка. Также важно и хорошо, что у головки высокая отдача 4 мВ. Ее воспримет любой фонокорректор на рынке, промаркированный буквами ММ (движущийся магнит).

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a