ЦАП PS Audio Digital Link III: сделайте трудный выбор верно

Четверг, 31 Декабрь 2009, 23:00
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.
Можно взять за основу, не догму - ищите свою правду. Но ЦАП PS Audio DL 3 можно держать в уме.

Можно взять за основу, не догму - ищите свою правду. Но ЦАП PS Audio DL 3 можно держать в уме.

Выбор ЦАПа – вещь сложная, поскольку во-первых ЦАПы встраиваются повсюду и они недурны, во-вторых, эзотеричных ЦАПов – пруд пруди, и все выеживаются друг перед другом. Я, например, крайне заинтригован и пленен маркой dCS. Но она стоит запредельно и крайне сложна, капризна, а здесь предлагается нечто вразумительное, безошибочное и просто дорогое. В-третьих, беря отдельно стоящий ЦАП, вы налетаете на аспект влияния дополнительных проводов на звук: и сетевого, и сигнальных. Тем не менее, блочный ЦАП окупает все, поскольку он преображает худший транспорт или ваш преер с цифровым выходом.  

При нынешних растущих ценах, да при обесценивающихся ценностях – что может быть надежнее музыки? Музыка – это часть интерьера, это ваша непосредственная аудио и психологическая среда. Ну а интерьер в целом – это ваша проекция на мир. Интерьер – это куда более мощная акция за светлое будущее и настоящее с вашей стороны, чем митинги, марши протеста, разоблачения, увольнения и судебные иски. Вы как распорядитель вашего интерьера свободны даже от роковых ошибок. Надо лишь выбирать однажды, дорого, с респектабельностью.

Именно такой шаг – приобретение блока для улучшения преобразователя, встроенного в некий проигрыватель или ресивер, либо в качестве единственного преобразователя в системе цифрового аудио. Я уже некогда описывал ЦАП эпохальной американской марки РS Audio.  Однако стоит вернуться к вопросу. Американская пресса только что присудила изделию титул «продукт года 2009». Это значит, что навряд ли 2010-й выдаст ЦАП превосходнее этого. Такие вещи рождаются долго.

Именно об этом заявил один из конструкторов блочка, который вы подключите между вашим проигрывателем, компьютером, ай-подом и усилителем с колонками. Конструктор слушал свое творение после каждого шажка, подбирая ту или иную детальку. Физика физикой, а музыка остается ей неподвластна. Музыка, американский звук «рулят» (ой, не люблю этот плебейский жаргон поколения одураченных хопперов и полит-форумчан).

Американский звук, как я имел честь его представлять для читателя уже много лет, непременно рельефный, нелинейный в смысле играющий пиками на верхах и уводящий бас в сторону от среднечастотного болота к прозрачному солнечному краю. Кто не понял – я не виноват. Штука в том, что концепция нейтрального хай-эндного воспроизведения у американцев получается тоже иной, чем в Европе или – боже упаси – в Японии. Это «нейтралка» с поправкой на американское «громадье» в хай-фай-категории. Кто не понял – я не виноват.

Данный ЦАП выстроен, рожден создателем, дабы быть именно таким американо-нейтральным. Иными словами, имея на руках дурной плеерок с цифровым выходом или комп с мультимедией, вы по оптике, коаксиалу или USB снимаете их поток данных со всеми их джиттерами и заданной ублюдочной окраской. Гоните сие на схему ЦАПа – и оттуда выходит грандиозный в своем нейтральном величии музыкальный сигнал, достаточно сильный, чтобы быть переданным дальше куда угодно и пробить что угодно. Разумеется, предусмотрен и выход XLR.

Этот ЦАП дает американский ламповый окрас, если выражаться нагляднее. То есть широкую и динамичную сцену, сопоставимую с нынешними переизданиями каталога The Rolling Stones на CD на лейбле российского Юниверсала. Как и там, здесь имеем плоскую и волнующе разнесенную образность. Появляются новые обертоны, ранее не замеченные вами партийки и оттенки. Например и характерно, трек “Factory Girl” на таком переиздании The Rolling Stones / Beggars Banquet / Юниверсал 2009 – проявляет вокруг вокала Джеггера четкое эховое, вкусно реверберирующее пространство студии, довольно тесной и вряд ли обшитой деревом. Это вовсе не примочка на пульте и не компьютерная обработка, а именно натурально вызванный амбиент. Вкупе с эффектно разнесенными и решительно расплющенными инструментами сопровождения, общая сцена этого трека дает окружение, от которого и икота, и мурашки. То есть, практически на любом surround-режиме (я выбрал на своем ресивере обработки Logic 7 и 5-channel Stereo), вы получаете рвущуюся из динамиков динамику (ну и выразился!) и разборчивость, которую блю-рей-аудио еще будет долго и упорно доказывать.

Я привел эти параллели с тем, чтобы читатель понял, представил себе, с чем он будет иметь дело. ЦАП PS Audio это вам не безжизненная селедка или засохший сельдерей. Это жизнь, а жизнь нелинейна. Кто хочет, конечно, может обвинять меня в декларативности. Платите больше – буду разворачивать. А так будьте довольны и на том. Благо, я не вру.

Некто Василенко, один из симпатезирующих и дружественных мне физиков, написал отличную статью про аудио хай-энд по Интернету, в файловом, то бишь, виде. Я не верю формату, но охотно верю Василенко. Хотя с данным ЦАПом я не пробовал провернуть конвертацию (перекачку, переброску) файлов, я тем более верю конструктору модели: аналоговый подход непременно улучшит виртуальный мертвяк этих зомби из метро с заткнутыми ушами и душами.

Хватит деклараций. Вы дошли до нужного места. Качество ЦАПа DL III основано на апробированном бренде Cirrus Logic, который дал сюда новый чип CS8416 с экстра-низким джиттером, врагом всякой аналоговой музыки с цифры. Собственно преобразователь, Texas Instruments SRC4192, апсэмплирует до заветных 96 или 192 kHz, и наконец РСМ-проц в схеме имеет спецификацию 24-bit/192kHz. Разумеется, никаких 24 бит CD не даст, но запас качества в данном случае – великая вещь. Так шаг за шагом рождается 16-битный звук с динамикой 123 dB. Самое же важное это 8-кратная передискретизация. Здесь она выполнена корректно (я не берусь здесь и сейчас излагать «белые бумаги» изготовителя, не за мой нынешний гонорар). Она обеспечивает именно корректное преобразование по реквизитной частоте 44.1 kHz. Корректность значит чистота сигнала, а чистота получается за счет выброса артефактов обработки далеко за пределы аудио-спектра.

Существует техническая тонкость в понимании частот оверсэмплигна 88.2, 176.4 kHz и апсэмплинга (96, 192 kHz), и для меня – как для гуманитария – затруднительно представить себе импульс, который дятлом долбится в поток данных 176,4 раза. Я не встречал лапидарного изложения преобразования цифры за всю 20-летнюю историю существования технологии и практики, за историю взлета и падения компакт-диска. Я бы предложил образное представление: свалка мусора за МКАД – либо сжигание мусора в печах. Последнее и есть ЦАП PS Audio.

Джиттер, цифровой шум и прочие артефакты всем известны в звуке плохих дисков на плохой же системе, на бумбоксах и DVD-проигрывателях совместимого универсального типа и безымянных марок. С этим звуком, как и с музфайлами, невозможно мириться. Но с ними надо, приходится работать. В ЦАПах этот мусор обычно разгребают выходные аналоговые схемы, так называемые «операционные усилители». Я всегда с почтением отношусь к этой части схемы – как и к ассенизаторам на наших улицах. А PS Audio относится строго. Здесь полагают, что Ахиллесова пята операционников – их схемы обратной связи, которые неизбежно тормозят сигнал. Получается своего рода дорожная пробка, в которой ВЧ (наиболее быстрые участники движения) скапливаются в пики. Окрас. Мы ощущаем его прежде всего как неопределенную размазанную образность, либо как навязчивость «цифрового звука». Digital Link III ставит вместо операционника консервативный полевой транзистор – дорого, необычно и эффективно, то есть в Классе А. Вот откуда впечатление лампового звучания. Лампа, она не знает, что такое джиттер и обработка цифровых данных.

Однако, не думайте быть хитрее хитрого и поставить лампу на выходную часть в ЦАП своего собственного рядового проигрывателя CD или DVD. Или же прикупить некий ламповый ЦАП непонятно откуда. Такие поставляют наши умельцы, но умельцы живут и крутятся в нашей же утлой реальности, не так ли? Как правило, им недосуг глубоко вникнуть в схему. Есть и такие коварные западные фирмы (вы их найдете, открыв хвалебную статью или «новость» в любом журнале и в любом ином, кроме моего, Интернет-обзоре). Их стандартный ход – не решить проблему чистого преобразования, а обрубить и увести сигнал пораньше, после чего пустить его через некую лампу для пафоса и окраса. Итог: ваше собственное одурачивание.

Балансное гнездо - необязательная вещь, но давно уже показатель общего качества.

Балансное гнездо - необязательная вещь, но давно уже показатель общего качества.

 

Я вынужден снова констатировать: вся экспертиза и маркетинг продукции аудио и видео у нас основаны на одурачивании клиента и продаже ему максимально дорого минимально качественной продукции, поскольку маржа в данном случае кормит всех участников процесса: производителя, доставщика, продавца и пиарщика с провайдером и типографией. Эта уйма народа едет на твоем, товарищ, горбу. Поскольку я – единственный здесь гуру и поскольку я знаю, как совместить интересы структуры и клиента, то я крайне нежелателен для первой и ценен для вторых. Делайте выводы.

Кстати, о приоритете выбора марки над выбором класса, не взирая на марки. Я убедился в отличном звучании и фонокорректора именно этой марки. Но это сложный и долгий разговор, к нему вернемся потом.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a