Что важно в наушниках?

Метки:
Пятница, 14 Август 2009, 19:25
Размещено в рубрике Hi-Fi cтерео и имеет 0 комментариев.

Ниже идет тест — стародавний про наушники, но применимый вполне, поскольку данная категория тормозит в новациях уже долго и модели становятся лишь хуже прежних. Совет: не обращать внимания на названия моделей, но лишь на марку. Аналоги могут сегодня называться иначе, но если они выглядат похоже на предшественников — то тест к ним применим.

1.Разборчивые и протяженные ВЧ. Конкретно: «уши» должны быть с проводом, потому что все беспроводные шипят и «режут» ВЧ а заодно — и всю динамику программы. Самые лучшие в этом отношенении – ленточные изодинамические излучатели, но таких «ушей» мало, они баснословно дороги, требуют крупной электрической схемы (предусилителя) и часто звучат безжизненно и плоско. Вторая важная категория – динамики с широкой (до 50 мм в диаметре) диафрагмой, либо вовсе без нее (на одной купольной мембране). В обоих этих случаях реализуется hi-fi-качество, но принципиально с разным подходом: в первом случае различные участки диафрагмы отрабатывают различные частоты, слагающиеся в богатый широкополосный и, как правило, окрашенный звук. Во втором случае «лишние» вибрации ликвидированы в корне, и все делает небольшая мембрана (наподобие колоночного твитера). Система при этом предельно «разгружена», и у пользователя складывается впечатление, что катушка оголена вообще и «ангажирует» в качестве трансдюсера его ушную мембрану. Такая реализация еще дороже электростатов и пока еще считается экзотикой, которую освоила только марке AKG. В обычных «динамических” наушниках достаточно грамотного общего исполнения технологические изыски более сбалансированы и поточны. Как правило, они сводятся к луженому проводу на кабеле и намотке катушек, к легким редкоземельным магнитам и к чувствительной бумажной диафрагме с металлизированным центром, что равнозначно 2-полосной конфигурации. В целом, чем выше сопротивление, тем по идее звонче «уши», но тогда падает громкость на СЧ и становятся агрессивными НЧ. Эти «выходки» выравниваются правильно подобранной емкостью, которая для проходящего сигнала складывается из всех составляющих, включая кабель и разъем. Сопротивление стандартного разъема под наушники на стационарном компоненте (усилитель, проигрыватель) выражается в нескольких десятках Ом. В «серьезных“ портативных моделях оно доходит до 100, во “флэшках» – падает до единиц (там нету много места, чтобы оказать достаточное сопротивление). Емкость кабеля стараются держать близко к 0, но это не удается. Прохождение сигнала по проводнику из меди высокой калибровки (или, как сейчас модно выражать, 4N OFC) c такими выдержанными характеристиками обрастает неизбежными искажениями, но (как и все аспекты наушников) они мизерны по сравнению с «большой искажухой». Вопреки представлениям, общие гармонические (THD) искажения не страшны для звука, а зачастую даже красят его. То же самое касается звукового давления (SPL) – то есть числа неискаженных децибел «чистого» звука, без заметного фонового шипа электроники или носителя. Это значение приобретает практический смысл, только когда изменение громкости добавляет или убирает информацию. Информация можно выразить графически, и эксперты обожают таким образом отделять себя от дилетантов. Мы говорим о графике АЧХ, то есть соотношении частот с децибелами громкости (звукового давления, если угодно). Если на данном уровне громкости наушники («уши») не проявляют постороннего шипа или фона, то мы имеем дело с хорошим уровнем сигнала (S/N Ratio), который однако почти всегда равнозначен звуковому давлению. АЧХ ни в коем случае не выражает особую окраску звука «ушей» (и техники вообще). Две равнозначных модели разных марок и идеологий могут иметь очень похожую АЧХ, но производить драматически различное впечатление. И все же АЧХ была бы полезной характеристикой, если бы ее выражали честно и единообразно. Поскольку эти цифры многим понятны и часто гипнотизируют, изготовители «ушей» не могут противиться соблазну подхлестнуть их – на измерительных шкалах и потом в спецификациях. По разным программам одну и ту же модель можно «измерить» как 15 – 20 000 Гц и 300 – 11 000 Гц при неравномерности АЧХ +/- 1,5 дБ. Чувствительность и мощность – две страннейшие характеристики для «ушей», которые существуют для красоты и солидности списка спецификаций. Теоретически, чем они выше, тем лучше, но никто еще не перепрыгнул за пределы стандартов (в мВ) по соответствующим выходам на компонентах. Также теоретически, чем крупнее динамик, тем лучше звук.

2. Комфорт и изоляция от внешнего мира. Та же AKG лет 10 назад полушутя-полусерьезно выпустила потрясные наушники, представляющие собой две мини-колонки, арматура которых остроумно охватывала голову. Эти открытые «уши» давали качество и общий реализм, которые до сих пор никем не оспорены. За 1000 долларов цены! Но жить в них в социуме нереально. По понятным причинам. Подразделяя свои изделия с тех пор на «открытые» (проветриваемые и вентилируемые со стороны чашки) и «закрытые» (глухая стенка чашек), фирмы лукавят. Отверстия подчас заглушены стекловатой со стороны уха, а глухие чашки все равно пропускают звук динамиков во вне, то есть – обмениваются информацией с миром. Этот феномен можно наблюдать повсюду, куда вы появляетесь с наушниками на голове. Зайдите в лифт – звук один, выйдите на улицу – он другой, в поле – третий. Носящий «уши» почти всегда зависит от среды своего обитания, потому что сам формирует ее (излучая техно-ритм). Соответственно, среда «платит» ему той же фигней: 5 дБ среднечастотного гула метро, например. Регулировать влияния можно: уплотнить внутренность чашек, заделать отверстия (жвачкой?), погнуть обруч покруче и усилить прилегание подушек побольше… — шутка. Нормальный изготовитель сам должен найти наилучшую силу прилегания для данного типа конструкции, веса и материала подушек. В последнее время это значение стало модным выражать в N (без комментов!). Аспект комфорта, однако, значительно более щепетилен, чем думают эксперты и сами изготовители. Поскольку «уши» – это фактически мини-колонки, то они немедля откликаются на твик (tweak). Достаточно подложить под подушку обруча ХОРОШИХ наушников медную монетку – и звук динамиков «повеселеет». Наименее музыкален – голый пластик. Надо приложить много усилий (и Koss это сделал с серией Pro A), чтобы в целом «веселые» наушники при этом превратить в тусклые.

3. Общая прочность. Сегодня уважающий себя бренд не выпускает некомфортных «ушей», но почти всегда – недолговечные подушки и ломкие сочленения, чтобы клиент периодически возвращался на рынок. Исключение: Koss Pro 4 AA в железе и керамике и ряд других, преимущественно студийных брендов и моделей, которые используют шарнирные поворотники на чашках, кожу на подушках и особенно – укрепленные пазы провода у чашки и штекера. Съемный провод хорош, когда есть такая же «запаска», хотя для рачительного хозяина не проблема – разобрать чашку и подтянуть перетершееся место. Кроме того, глухие наушники можно «вытянуть» новым звонким проводом, что значительно проще при съемной конструкции. Мифическая забота изготовителя о клиенте – это новомодные винтовые переходники с малого на большой джек. Защелкивающиеся насадки ничем не хуже.

Конкретика

В проведенном групповом тесте в качестве референса фигурировали легендарные Koss Pro 4 AA в (ухудшенной) версии 1998 года, за 120 долларов, и еще более винтажные Pioneer SE-505 на 2 динамиках и с регуляторами громкости и тона. Компоненты: ресивер Sony BRD-1080, стерео-предусилитель класса Hi-End JVC JPC-7, Apple iPod, кассетный s-xbs-плеер Panasonic RQ-SX44, ПК. Поскольку модели были равны в комфорте, изоляции, длине кабеля, общей технологичности и аккуратности исполнения – практически оценка свелась к качеству с разных (реальных) источников, прочности в повседневном ношении — по городу, в том числе. Их цена вызывала удивление лишь по отдельным моделям. Порядок в списке определяет приоритет, место в тесте.

AKG K240 Studio

Сопротивление: 55 Ом 
Чувствительность: 91 дБ 
Мощность: 200 мВт
Искажения: 0.3%

Модель со съемным кабелем, отличным поворотником чашек и простым апробированным, элегантным подгоном обруча под размер головы. Очень стильный и, вместе с тем, профессиональный вид. Отделка – прочный кожзам (фирма не уточняет). Открытая стенка (с крупными дырами) – самая грамотная из виданных, так как пылеводо-непроничцаемая и терпимо изолирующая звук. Настоящий студийный аппарат. Дает звук, который можно описать не иначе как ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ. Эти AKG сочетают все: высокую отдачу, очень красивое сочное и очерченное звучание, прорисованность образов, убедительную звуковую сцену с пространственностью и уверенной проекцией образов за пределы самих динамиков. Единственное «но» относится к… комплектной насадке-адаптеру под большой джек. Она обладает какой-то паразитной емкостью и обкрадывает ВЧ «ушей» (всех моделей, которые к ней подсоединялись). По мини-джеку, без насадки модель отлично озвучила ПК, кассетник и iPod. Винил, хеви-металл, DVD, опера, игры – «ушам» все едино, и все очень адекватно. Качество обеспечено технологией Varimotion, которая описана выше. Импеданс низковат, но то во благо: звук льется свободно и расковано. Читателю этого теста надо срочно найти свободные 2406,6 руб., чтобы разместить заказ в ближайшие полчаса (через час может быть безвозвратно поздно!). Лично я это сделал, как только были написаны эти строки.

Sennheiser HD 600

Гордость каталога компании и интернет-магазина Blade, наушники не понравились мне тем же, чем они приглянулись Лизе Макрушиной. Общим миллионерским лоском исполнения и ВЧ, которые не дают пищу воображению. Причем — совершенно не дают.Вот что я называю гламуром. Лиза, как ты смогла?!

Сопротивление: 300 Ом Ом 
Чувствительность: 97 дБ 
Мощность: 200 мВт
Искажения: 0.1%

6606,6 руб отражают статус и вложенную технологию этой действительно открытой модели, через перфорацию стенок которой проглядывают красивые неодимовые магниты и научно-сконфигурированная диафрагма динамиков с целью создать звуковой волне наилучшие условия. На сегодня высшая модель вобрала в себя весь богатейший опыт респектабельной акустической марки, которая знает о хорошем звуке все. Даже на фоне своих сородичей класса Hi End, 600-я модель выделяется высоким калибром отборных материалов и выверенной геометрией внутреннего пространства чашек с целью полностью избежать резонансов и стоячих волн. Для многих изготовителей это неразрешимая задача по большим наушникам, которые полностью облегают ушную раковину. Практически двух похожих пар ушей нет, и эти расхождения достаточны, чтобы вызвать дисбалансы в восприятии звука. Тем не менее, звучание 600-й модели гарантировано нейтрально, разборчиво и равнозначно по слушательским впечатлениям. Фирма относит этот эффект к равномерному диффузному полю с четкой фазировкой сигнала. На деле он проявляется как фокусированная образность УБЕДИТЕЛЬНОЙ звуковой сцены, которая формируется внутри чашек. Аудиофилы называют такое звучание спокойным, что вовсе не исключает быстроты срабатывания на сигнал, чуткую нюансировку, высокую информативность и широкополосность — хорошо выраженную середину, интересно акцентированные ВЧ и аккуратный закругленный бас. Шнур на наушниках – съемный и особенный даже на ощупь. Укрепленный пластик отшлифован до блеска органического мрамора и производит то же впечатление прочности. Подвес чашек – апробированный и многим хорошо знакомый. Изделие — разряда state of the art. Оно предполагает домашнее использование и бережное отношение. Бархатные подушки лишний раз подтверждают этот тезис. Низкий общий профиль в посадке на голове и длинный легкий шнур не стесняют свободы движения и позволяют с комфортом облокачиваться на кресло или на подушку, не прерывая аудиофильского погружения в музыку. Мини-джек рассчитан на компромиссные и портативные аудиоисточники – например, с целью появиться в общественном месте в «богатом убранстве» головы. Наконец, это самая богатая и изощренная модель в тесте, чей дизайн дополняет бокс хранения, чья себестоимость составляет как минимум половину цены самого агрегата.

AKG K501

Сопротивление: 120 Ом 
Чувствительность: 94 дБ 
Мощность: 200 мВт
Искажения: <1%

Австрийская фирма слишком строга к себе. Она расценивает вкусные гармонические искажения у этой интереснейшей Hi-End-модели как недопустимые и выражает их по меньшей мере на порядок выше, чем любой конкурент. На деле звук наушников несказанно МУЗЫКАЛЕН и хай-фаен, в смысле – красив. При несколько меньшей цене, чем оба референса в тесте, эти наушники посрамили их (и, кстати, не только их!). Посрамили по всем параметрам звука: тон, ВЧ-нюансы, динамика, стереобаза, достоверность и очерченность образов, качество звуковой сцены, крепость конструкции. У этой модели – наилучшая конструкция сочленения чашек и обода, наименьшая доля (укрепленной!) пластмассы и наилучшее открытое решение (мельчайшая водоотталкивающая перфорация). Модель грандиозна с плеерами, ПК, на выходе проигрывателя DVD и в ПК – везде, где звук ущербный по определению. Я предпочел ее комплектную насадку-адаптер всем остальным и сделал ее референсом сквозь тест. Эта насадка действительно имеет иную, более благоприятную емкость и сопротивление, что имеет колоссальное значение для слаботочного сигнала, которым оперируют наушники вообще. Кроме того, эта самая звуконипроницаемая и прочная модель из всех открытых в тесте, в том числе – по качеству материала подушек. На нее распространяется технология студийной модели. А указанный диапазон 16 – 30 000 Гц следует воспринимать как акт самобичевания фирмы.

Sennheiser HD 595

Сопротивление: 50 Ом 
Чувствительность: 112 дБ 
Мощность: 500 мВт
Искажения: 0,1 %

Безусловный выбор любого вокмана (шагающего чела), это еще и наиболее сбалансированные нашуники в тесте (для них придуман эрго-термин EAR). От хай-энда модель взяла высокие характеристики с ультра-низким сопротивлением и велюровые подушки. От домашнего хай-фая – научное конфигурирование и широкополосную крупную диафрагму со свойствами ВЧ-мембраны на укрепленной целлюлозе. От прагматичного класса – рациональное съемное исполнение элементов… всех (!) элементов, включая подушки. От дизайнерской когорты – необычно формованные пластиковые держатели чашек с отлично подобранной цветовой гаммой. Это первая модель в тесте, осмелившаяся на большой собственный джек с мини-джековой насадкой, что недвусмысленно определяет домашний приоритет в паре с серьезными стационарными компонентами. Если быть очень строгим, то влияние (емкости) насадки на звук не понравилось. Впечатления подтвердились с ее подключением на мои референсные «уши», которые зазвучали совсем плохо. Звук же модели был очень ГРОМКИМ, КРУПНЫМ и нейтральным… почти , загашенным, но такова уж немецкая педантичность по отношению ко всякому негативу (резонансам, в данном случае). Группа подростков перед подъездом моего дома завершила тест восторженным приемом «ушей» на своих флэш-плеерках. Я так и думал: мой iPod тоже никогда не играл так громко, как с этими «ушами».

Sennheiser HD 280 Silver

Сопротивление: 64 Ом 
Чувствительность: 102 дБ 
Мощность: не сомневайтесь!
Искажения: 0,1 %

Выраженный акцент в районе 15 кГц объясняется использованием серебряного проводника или литцентрата (бескислородная медь, луженая серебром) модель и строго закрытым акустическим оформлением. Серебро – слишком РЕЗВЫЙ проводник ВЧ по сравнению с другим диапазоном. Таков и звук. Я бы остерегся давать ярлык «профессиональные и нейтральные» в присутствии на рынке и в тесте AKG. Вообще, именно на этой модели мне стало жаль немецкую марку, которая ставит цель «наздравкаться на каждый чих» клиента. Ясно, что модель незаменима для звукорежа или диджея, которые устали от густого баса и не слышат замаскированной информации. Отсюда – витой шнур (такой же, как на моих референсах) и даже слот для гарнитуры — микpoфoна. Большой адаптер навинчивается на малый джек, но с AKG-шным звук гораздо лучше. Эта модель выпускается в «обычном» варианте. Его можно разведать.

Sennheiser HD 515

Сопротивление: 50 Ом 
Чувствительность: 108 дБ 
Мощность: 500 мВ 
Искажения: 0,2 %

1902,6 рублевая версия 595, эти наушники тоже имеют заковыристую упаковку, разваливающуюся на секции, в который уложено всего понемногу. Здесь, в отличие от 595, нет аксессуара – крепежа на мебель для хранения наушников. Звук тоже – свой. На этой точке теста мне стало ясно, что фирма имеет еще одно кредо. Она работает на консерваторов, для которых 2-канальное аудио – это строго переднее расположение партий и никакой проекции, коль скоро нет тылового излучения. Все верно, хотя и слишком РЕГЛАМЕНТИРОВАНО. Благодаря взвешенному подходу, фирма направляет усилия и получает значительно более громкие наушники, чем кто-либо в индустрии. При этом зачастую игнорируются обретоны, но и это направлено во благо: вы слышите только нужную информацию, и поэтому вам слушать приятно и легко. Фирма называет этот гладкий и крупный звук тонкомпенсационной и резонансной коррекцией, но мне скучно. Я решительно не вижу, где 26 000 Гц и за что деньги.

Sennheiser HD 265

Сопротивление: 50 Ом 
Чувствительность:105 дБ 
Мощность: 250 мВ 
Искажения: 0,15 %

Самая дешевая модель теста – лучший апгерйд для обладателя порто или некачественных источников. Закрытая конструкция не избавлена от стоячих волн и потому имеет некий «пластиковый» окрас звука, но важнее всего – общая ГРОМКОСТЬ наушников, которая и выражена в данных. На удивление качественные (может, не долговечные) подушки – зато сменный разветвленный тонкий шнур (я не рискнул для проверки сильно дергать его из обеих пазов). Конструкция сочленений чашка/обод – шаблонная. Когда слушал, ловил себя на мысли – просто не верится, что здесь такое средоточие технологий: эквалайзер диффузного поля (то есть, анти-резонансный рассчет динамиков), медно-алюминиевый сплав на проволке звуквых катушек, диафрагмы из двойной фольги и прочее. Материал подушек – так себе. Носить в сумке или портфеле очень неудобно, громоздко – могу и сломаться. Тяжеловаты, опять же.

Заключение

Самый отсталый участник теста звучал ЛУЧШЕ, чем обе легенды, которые я привлек в качестве референса, сравнительного эталона. Это значит, что время в наушниках идет строго вперед (ведь в hi-fi-усилителях, например, оно идет назад). Бескислородная медь и легкие подвижные магниты сделали один динамик эффективнее и шире по АЧХ, чем когда-либо. Механический износ и нагрузки остаются главным врагом наушников, и здесь им можно как раз поставить в пример винтаж. В этом смысле, съемно-заменяемый конъюнктурный подход Sennheiser очень хорош. В чисто аудиофильском отношении их спектр моделей лидирует по уровню громкости – критическому аспекту для аналоговых источников (особено тюнеров и лент) и предусилителей, в которых заметен уровень шума. Не говоря уже о том, что высокий уровень громкости этих моделей обеспечивает их совмещение с портативными плеерами, не истощая батареи.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a