Группа всех жанров для всех аудиосистем

Пятница, 14 Август 2009, 21:58
Размещено в рубрике Конъюнктура и имеет 0 комментариев.

The Rolling Stones это lo-fi и hi-fi одновременно. Группа не балует новинками, но ее последний альбом вспоминается с теплотой, а ее дискография не утрачивает спроса. Может быть, на ее музыке и будет построен мой следующий аппаратурный тест в портале zoom.cnews. Пока здесь — представление группы для ново-винильщиков, феномена нашего времени.

Если вы потерялись в море музпродукции, оглушены дежурным МР3 репертуаром, явно заинтересованы рок-музыкой, но смущены тезисом «вся музыка началась с группы Би-2 (c Мадонны, с U2, Sex Pistols и прочая)» — в общем, если вы не хотите ошибиться в первых дорогих качественных приобретениях… есть не так много беспроигрышных вложений, долговременных артистов на все вкусы. Гуру, если угодно. Вот одно имя. И обоснование вашей «материальной поддержки».

The Rolling Stones – удивительная группа. Самая актуальная из долгожительниц и пережившая десятки более актуальных. Самая грязная из великосветских и единственная великосветская, оставшаяся народной.

Группа удивительно быстро капитулирует перед малейшим модным поветрием и, вместе с тем, разворачивает приглашенных на свои альбомы сомнительных «специальных гостей» в собственных интересах и в нужном направлении. Группа с колоссальным генеалогическим древом и разветвленными проектами, но такая же цельная сегодня, как и 30-40 лет назад. Группа, которая не давала названия журналу «Rolling Stone”, но в отрыве от которой этот журнал будет пуст. Которая дала название лейблу «Beggar’s Banquet” – но он не оправдал доверия. В этой связи невозможно да и вряд ли целесообразно писать биографию, хронологию, дискографию или как-то еще оценивать «роллингов» вместе или по одиночке. В этой самой связи вообще проблематично «марать бумагу», но не марать тоже нельзя, ведь группа постоянно – в новых релизах и на полках новинок CD и DVD.

Сразу – необходимое: «язык» в лого группы и их компании означает и риффованные ходы, и известную (а-ля-Уорхол) хулиганско-эротическую эмблему «верджиновского» периода истории группы, и жар, который Джеггер постоянно ассоциирует со своим творчеством.

Корневая эстетика

Группа ведет отсчет аж с 1962 года, хотя ее абсолютный пик славы пришелся на конец десятилетия – как, в общем-то, у большинства «динозавров» и «монстров» рока. Итак, начало 60-х… Элвис Пресли, рок-н-ролльщики и клубные гитарные группы («Битлы» в Гамбурге) уже успели основательно разоблачить конформизм поп-джазовой эстрады со всеми ее сладкоголосыми, одетыми в костюм и галстук певцами в сопровождении визжащего свингового оркестра. Как никогда прежде, всем вокруг было ясно, что труба – это очень громоздкий, утомляющий и какой-то немолодежный инструмент. Вместе с трубой в прошлое уходила вся послевоенная мода: штаны-трубы, гангстерские пиджачки, платочки в кармашке, сигары в уголке рта, короткие стрижки и жестковатое американское «рычащее» произношение. На сцену вышло совершенно иное поколение иных убеждений и типажа, и его «прибамбасы» оказались настолько весомыми, что и теперь имеют вес и голос (например, в последних альбомах группы Oasis).

Основным инструментом стала, конечно, полуакустическая (подзвученная внутренним микрофоном или звукоснимателем под струнами) гитара типа «Лес Пол». К ней полагалась прическа «под горшок» с вызывающе спущенными на лоб волосами. Для раннего «гаражного» периода этого рока характерны были узкие брюки-дудочки и прямые пиджачки или лучше – кожанки, ковбойки с платочками на шее. Позже, с установлением хиппового мировоззрения, то есть начиная с «лета свободной любви» 1967 года (и конкретно в нынешнем году возрождения этой эстетики) в моде – более фантазийные варианты «горшка», «цветочно-лубочная» раскраска удлиненных силуэтов курток и батников в комбинации с «клешами» от колена.

Что до музыки, то «Лес Пол» благополучно прошел испытания модой и добрался до наших дней практически без изменений.
Музыку «начальных Роллингов» составили мотивы ритм-энд-блюза, отличные от «битловских» и вообще от англо-америанских массовых течений. За основу был взят «грязный» звук «гаражного рока», и группа даже застолбила собственный марочный «микс», когда программа сводилась на особой реверберации: разборчиво по тембру, но кашеобразно по инструментам и партиям. The Rolling Stones заимствовали название неслучайно — из текста песни тогдашнего прогрессивного блюзовика Мадди Уотерса. Они заявили особый «гараж»: с блюзовой гармошкой (Ричардс и Брайан Джонс), с гнусавым и проникновенным лид-баритоном (Джеггер) при «мальчиковых» хоровых подпевках, с трогательными скрипочками (продюсер Э.Л.Олдхам). Все это было бы еще приемлемо для конформистов, но барабанщик (Уоттс), владевший академической джазовой манерой, добавлял от себя спертую страсть, неприкрытую эротику и неожиданность выброса «брейков» во всех песнях. Когда он брал паузу, настроение лишь нагнеталось в его ожидании. Пардон, но так в мире тогда не играл (и не помышлял играть) вообще никто!

Разумеется, был еще один элемент, который и отличал радикально The Rolling Stones 1962 – 1972 годов от тех же нынешних братьев Галлахеров из «Оазиса». Этот элемент – способность Джеггера и Ричардса сочинять ошизительно прилипчивые и шизофренические мелодии рефренов. Именно рефрены самых знаменитых песен группы на долгое время стали гимном и заклинанием для «человеческого стада» всего мира. Увы, но под них «ангелами ада» был зарезан фанат на концерте в Альтамонте (1969). Со временем эта колдовская способность утрачена группой, и мелодии поздних «роллингов» (в 90-х и в новом веке) – это уже просто грамотные хит-шлягеры.

История

Неблагодарное дело – составлять биографию такой группы – во многом сегодня облегчается интернет-ресурсами и исчерпывающими энциклопедиями. Тем не менее, для порядка: лондонские подростки Джеггер, Ричардс и Дик Тейлор (позже создатель аналогичных The Pretty Things) прошли через несколько школьных составов, и вышли на пианиста Яна Стюарта, продюсера Эндрю Луга Олдхама, гитариста Брайaна Джонса, группу Алексиса Корнера и Blues Inc., а позже – на барабанщика Уоттса и басиста Ваймана. Тот факт, что Джеггер осваивал экономику, а Джонс был исключен из арт-колледжа, не имел значения. В общем, группа родилась в стенах легендарного лондонского клуба «Мarquee».

Их первый альбом «12×5» (1964) был значительно хуже их выступлений. О каверах американских стандартов и одной битловской песенки лучше не вспоминать. Как полагается «за бугром», группу заметили и оценили внимательные дяди, пошли презентации и теле-шоу, массовые тиражи и контракты без риска собственным капиталом. Песни «The Last Time» и «Time Is On My Side” впервые мощно закодировали публику, а политизированная »Satisfaction” (1965) закрепила группу на первом месте чартов окончательно. Последовала вереница гимнов, по которым новое поколение разучивало рок и вливалось в него со своим вкладом. Начальный период «Роллингов» и их продюсера Олдхама увенчался альбомом «Aftermath» (1966), который впервые включал только собственный материал и нагло соперничал в настроении, концепции и коммерческом успехе с параллельным «битловским» «Revolver». В частности, на экспериментальной «Going Home” Джеггер превзошел возможности собственных голосовых связок, и это было оставлено на записи. В отличие от, например, быстро забытых «достижений» Витаса, эта композиция альбома имела непременное свойство гипнотизировать – иначе бы ее просто не выпустили бы.

Джеггер был капитаном, идолом, идеологом и знаменем группы. Но и он следовал тенденциям. После американского прорыва 1967 года (пошловатой песни «Let’s Spend The Night Together») группа вслед за «битлами» обзавелась белокурыми любовницами-моделями (Джеггер публично обзавелся безголосой Марианной Фейтфул) и совершила паломничество в Индию за новой философией и здоровым образом жизни. Альбомы выходили не самые лучшие, да и первая (из последующих и неправильных) смена проюдсера произошла. Но в 68-м группа пишет хит «Jumpin’ Jack Flash» (#3 в мировых чартах) и эклектичный альбом «Beggar’s Banquet».

Вскоре гитариста Б.Джонса меняет худший – Дик Тейлор. Умерший (от предозы тяжелых наркотиков?) Джонс, как оказывается теперь, и был подлинным незаменимым «Роллингом», в чьи ходы так и не смог врубиться больше с тех пор ни один гитарист мира. Тем не менее, какое-то время группа продолжает функционировать как божественная. Сумасшедший мировой хит «Honky Tonk Women» (1969), чумовейший хард-роковый революционный »Street Fighting Man” (1971) и кинотема «Gimme Shelter» находились в чартах по полгода, а если бы им не мешали чиновники и моралисты, то могли бы гораздо дольше. Их тексты и теперь – квинтэссенция единственно верной (на мой взгляд) идеологии и позиции, без которых миру не продвинуться ни на шаг.

В 71-м группа раздвигает границы творчества, привлекает все больше сессионников и запускает собственный лейбл и продюсерский центр «RS Records” (инкорпорирован вначале в Atlantic Records) с известной эмблемой высунутого языка авторства самого американского дизайнера Урохола. Альбом «Sticky Fingers” выпускается с уникальным коллекционным дизайном первого малого тиража – настоящей молнией, под которой находится внутренний конверт диска в виде мужских плавок. Джеггер наконец женится на никарагуанке актрисе Бианке Перес Морена де Масиас, с которой познкомился на съемках уже третьего своего фильма. Славный начальный период завершается выходом в 1972 году во Франции (куда группа сбежала, чтобы не платить налоги английской королеве) очень хорошего навороченного двойного альбома »Exile On Main Street” ( хит-синглы «Tumbling Dice”, «Bitch», «Brown Sugar»).

Чем дальше, тем о группе рассказывать скучнее, так как она превращается в чистую коммерцию: ротация сессионных музыкантов и даже штатных гитаристов (экс-стинговец Дэррил Джонс вместо Ваймана), разочарование и сольные проекты Ричардса, Ваймана и Рона Вуда (сменившего Тейлора), все более попсовые и стандартные аранжировки и мелодии Джеггера, наконец – капитуляция перед модой 80-х и 90-х… Со временем группа перестала реально лидировать даже в поп-музыке, став «еще одним кирпичом в стене» (тупой) индустрии (поверзхностных) развлечений. Тексты песен уже теперь банальны и претенциозно-бессодержательны, как у всех вокруг.

С приходом цифровой записи и раздвижением диапазона частот на носителе, с появлением видео и пиара группа стала агрессивнее, громче, эпатажнее и наглее во всем. Это может нравиться или не нравиться, но в последних хитах группа возвращается к теме любви только потому, что такова мода и так делают все, кому не лень, а не потому, что Джеггера зовут гормоны.

Тем не менее, респектабельный (американский, не российский!) журнал »Newsweek” c 1984 года по настоящее время упорно называет Джеггера «персоной года», подчеркивая его бессменный имидж 18-летнего хулигана и уживающиеся в этом образе великосветские манеры. Джеггер – баловень Парижа и в особенности французской кухни, в которой он понимает толк. Он проводит на курортах, на тренажерах и в салонах красоты больше времени, чем в музыке.

С 1973 по 1991 годы группа именно в силу своего светского образа жизни вышла на американский рынок и особенно сроднилась с его многонациональной многоукладной структурой потребления и стандартами вкуса. Альбом «Black And Blue” (№1 в Америке, 1976) был катастрофой и уступал во всем хотя бы даже второму «сольнику» Ваймана «Stone Alone», но «Some Girls» (1978) и »Emotional Rescue” (№1 опять, 1980) были и того хуже – наполовину ученические, наполовину декадентские и всегда, во всем вторичные.

Джеггер привлекал таких же непонятных, коммерчески банальных и американистых сессионных музыкантов: Сонни Роллинза, Эрни Уоттса, а в качестве нового мессии – Джамироквая, у которого просто скопировал «карибскую» ритмику и манеру петь в минорной тональлности на одной ноте. Словно этого мало, Джеггер привлек к продюсированию электронщиков The Glimmer Twins, чей нью-йоркский минор как-то сдерживался лишь грамотными усилиями соулмэна и продюсера Дона Воза (хит «Love Is Strong», 1994)… Когда же группа вспоминала прошлые хиты (как в турне «Steel Wheels/Flashpoint”), то лишь с тем, чтобы внушить толпе: регге, афробит, латино и растафари – лучше, чем белая хипповая культура, чем традиционный соул и блюз.

«Voodoo Lounge» (Virgin Records, 1992), MTV-шный «анплаггд» альбом «Stripped» (1995), концертный «No Security» и все самые последние новинки (включая хит-синглы этого года «Losing My Touch», «Steaming My Heart», «Keys To Your Love», «Don’t Stop») – все это уже значительно лучше. Они хотя бы «белые» по своей эстетике и рок-н-ролльные по аранжировке.

Музыка нового века

В духе с коммерческой стратегией группа в новом веке выпустила две запоминающиеся и программные новинки. Первая — это сборник «Fourty Licks», предназначенный в основном для того, чтобы напомнить о своей славе и подхлестнуть концертные сборы (ныне – главные в бюджете группы). Самое главное, что бросается в глаза – это подслащенное звучание треков. Техническаи это выполнено путем сглаживания «избыточного» диапазона, якобы привносящего искажения в программу. Одновременно звукорежиссером задан «пик» на частотах 4 – 8 кГц. Получились практически «новые старые» песни, которые отлично вписываются в контекст сегодняшнего творчества суперпопулярной группы.

Автор аннотации этой «двойной антологии» сразу занял позицию мальчика для бития – единственно верную в его положении. Язык и положения аннотации в иной ситуации имели бы основание на соискание очередного «Пулитцера». Автор заслуженно превозносит долгожителей в роке и строит ауру вокруг их образа. Это тоже – часть стратегического плана.

Думая, что бы прикупить из обширной дискографии группы, следует помнить, что вообще-то на рынке остаются и такие признанные хит-сборники как «Big Hits Vol.1, 2». Может быть, их звучание и грешит «цифро-аналоговыми искажениями», но зато оно аутентично.

Вторая недавняя новинка – это конечно же грандиозный альбом «A Bigger Bang». О нем написано так много рецензий, что лучше не повторяться. Из того, что не сказано о диске: он возвращается к формуле самого лучшего, пикового и неоцененного альбома их «серединной» карьеры – «Exile On Main Street». Там и сям характерен «смачный» гитарный строй с прорезающим «жирным» вокалом, а также факт очевидного избегания очевидных радио-хитов. На «A Bigger Bang» Кейт Ричардс задушевно поет песню старого романтика или развратника – понимайте, как угодно.

Новейший альбом порывает с грандж, панк, регге и прочими конъюнктурными, нищенскими и рискованными для группы стилями. Этим альбомом, каждым его треком, группа заявляет о непреходящей роли белого r’n’b (rhythm and blues, а вовсе не rich and beautiful, как ошибочно полагают дилетанты!). Журнал «Русский Newsweek» предварил выход альбома более, чем сомнительным «репортажем инсайдера», по которому выходит, что Stones – то ли выжившие из ума старперы, то ли модные тусовые хопперы и хулиганы вроде Эминема. То и другое – «деза» (дезинформация), которой пробавляется пост-совковая российская пресса для лохов. Как, впрочем, и манера каверкать имя Джеггера – то Джагер, то Джэгэр, то еще как. О прочтении Keith как Кит (что за кашалот?) я и не говорю. Группе глубоко плевать на комплексы неполноценности «восточнее Рейна».

Можно сказать, что для охвата этой величины (The Rolling Stones) следует обладать всеми релизами этой группы. Можно, конечно, поступить иначе: не слышать музыку, а подвалить к общительному Джеггеру на очередной гастроли в наших краях и сфотографироваться для прессы в обнимку, на закрытом приеме, в номере отеля. Так многие и делают. Устроители концертов, придворные журналисты и музыканты отмечены рукопожатием, но не приглашением Джеггера посетить его дом.

Ключевые «Роллинги».

Хотя группа и рекорд-компания постоянно держат рынок «в напряжении», подбрасывая очередные сборники с неизданными версиями, на деле группа имеет не так много поистине эпохальных песен и дисков. Эпохальный – значит, не столько кассовый (так как в угоду моде кассово продается полная пустая фигня), сколько содержательный, гипнотичный, позитивно заряженный и концептуальный.

Выборочные синглы.
1. Street Fighting Man («Fourty Licks»)
2. Honky Tonk Women («Big Hits»)
3. Gimme Shelter («Big Hits»)
4. Jumpin’ Jack Flash («Fourty Licks»)
5. Under My Thumb («Fourty Licks»)
6. Paint It Black («Fourty Licks»)
7. Keys To Your Love («Fourty Licks»)
8. Like A Rolling Stone (»Stripped”)
9. She Smiled Sweetly («Between The Buttons”)
10. The Evening Of The Day (»Big Hits”)

Дискография

England’s Newest Hitmakers — 1964
12×5 – 1964
Now – 1965
Out Of Our Heads – 1965
December’s Children – 1965
Big Hits Vol.1 – 1966
Aftermath – 1966
Got Live If You Want It – 1966
Between The Buttons – 1967
Flowers – 1967
Their Satanic Majesties Request – 1967
Beggar’s Banquet – 1968
Through The Past Darkly (Big Hits Vol.2) –
Let It Bleed
Get Yer Ya-Ya’s Out – 1970
Sticky Fingers – 1971
Hot Rocks –
Exile On Main Street – 1972
More Hot Rocks –
Goats Head Soup – 1973
It’s Only Rock’n’Roll – 1974
Metamorphosis – 1975
Made In The Shade –
Black And Blue – 1976
Love You Live – 1977
Some Girls – 1978
Emotional Rescue – 1980
Sucking In The 70’s – 1981
Tattoo You –
Still Life – 1982
Undercover – 1983
Rewind – 1984
Dirty Work – 1986
Singles Collection – 1989
Steel Wheels—
Flashpoint – 1981
Voodoo Lounge – 1994
Stripped – 1995
Bridges To Babylon – 1997
No Security – 1998
Fourty Licks — 2002
A Bigger Bang — 2004

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a