Изображение в театре. Практика из архива

Пятница, 14 Август 2009, 21:26
Размещено в рубрике Домашний театр и имеет 0 комментариев.

Плазма или проектор? Здесь некий ответ без углубления в скучную аналитическую материю колориметров и градаций. 

Кот — кошке: Это лучше всякого выхода в ресторан и в кино! (courtesy Getrichslowly)

Краткое описание. Плазменный видео-аудио монитор специализированного итальянского бренда формата 16:9 с диагональю экрана 65 дюймов (165 см) имеет разрешение изображения 1366 х 768 с широкой совместимостью вниз. Яркость: 1000 кд/м2, контраст: 3000:1. Системы цветности: PAL/NTSC/SECAM позволяют работу с любым видео-источником и программой. Совместимость с PC: VGA ~ UXGA (1600×1200) и с низким разрешением (SVGA), автосинхронизация частоты развертки (15 кГц — 94 кГц, Vertical: 50 Гц — 120 Гц). Наиболее качественные цифровые видеовходы для мультимедийного и HD-применения: Dsub-15 HD и DVI-D. Они совмещены с управляющим сигналом, который также передается по отдельному инсталляционному интерфейсу RS-232 / RS-485. Внешний видео-источник еще подключается по компонентному (RGB или YPbPr) входу с прогрессивной разверткой на разъемы высокой надежности типа BNC, на «гребенку» (mini DIN). Суммарный аналоговый видеосигнал с источника в компромиссном качестве можно передать по композитному входу AV. Монитор оборудован стереоусилителем с возможностью регулировать громкость, баланс, тембр для внешних опционных колонок. К монитору можно одновременно подключить и управлять сигналом с трех разных аудио-видео-источников. Внешний стерео-аудио-сигнал поступает на стандартные гнезда типа RCA. Аудио с собственного усилителя монитора можно также передать на внешнюю аудио-систему по специальному линейному выходу. Основные сервис-функции: автонастройка, выбор формата 4:3, режим несжатого сигнала по PC входу, избирательный электронный зум до 10х, PIP/POP/деление экрана, стоп-кадр, составление в «видеостену».

Методика теста
Сигнал высокой четкости HD и местные ТВ-каналы брались со спутникового тюнера, прогрессивный 480p и чересстрочный 480i сигналы моделировались по тест-программе и генератору видео эффектов на DVD, игровой графический материал – с компьютера. Колориметр не применялся. Для сопоставления и отправной точки в субъективном восприятии работы монитора были привлечены конкурентные устройства того же класса: DLP-видеопроектор и ЖК (LCD) панель.

Оценивались свойства монитора:
1. Контраст, яркость, цвета.
Уровень черного цвета по глубине, четкости контуров, разборчивости градаций, степени пикселизации. Баланс цветов по насыщенности и интенсивности. Верность и стабильность полутонов применительно к высоким контрасту и яркости.
2. Форматы и разрешения.
Апконверсия без артефактов зерна и искажения естественных пропорций изображения. Качество растянутого формата 4:3 в 16:9. Удвоение строк (функция 3:2 пулдаун) на воспроизведении низкоуровневого источника (VHS) разрешением 250i формата 4:3. Четкость отодвинутых планов в разрешениях 480P и 1080i (HD) по критериям общей стабильности, естественности и детализации.
3. Динамика.
Пикселизация в отображении артефактов движения и общей динамики изображения эфирных программ. Надежность работы схем по критериям низкой теплоотдачи на корпусе, низкого шума силового трансформатора и отсутствия бликов на всплесках динамики изображения.
4. Функциональность.
Удобство навигации, логика управления, привлекательность меню, общая эстетика, экономичность энергопотребления.

Тест
Проверку начали с разогрева, то есть с имитации длительной работы монитора по истечении его гарантийного срока. Именно этот период вызывает наибольшие сомнения. Потенциальный покупатель опасается, что пиксели начнут выгорать задолго до окончания ресурса плазмы в 60 тысяч часов просмотра. Это заставляет его обращаться к конкурентам, в основном – к LCD меньшей диагонали, чем наш образец.

С целью смоделировать критические условия работы и выявить пороки именно этой плазмы, панель была в течение 2 часов «нагружена» статическим контрастным кадром (нагрузка в 100 IRE) при максимальном положении контраста и соответствующей яркости. Это в принципе близко к критической нагрузке: 4 недели ежедневной 8-часовой демонстрации спортивных состязаний или полугода пользовательского просмотра фильмов (нагрузка 20 IRE) в нормальной настройке изображения.

Просмотр плазмы (в сопоставлении с «прогретыми» проектором и LCD-дисплеем) убедил прежде всего в присутствии определенной «холодности» изображения. Акцент голубого цвета носил характер углубленной картинки. При этом объекты на первом плане не выступали с экрана, а находились как бы внутри него. В то же время, любая перспектива (ландшафт, панорама города, батальные сцены) отображалась в виде чистого «окна в мир». Кристальная чистота пространства смотрелась странно во время катаклизмов и боев, мало соответствовала атмосфере Камбоджи (в DVD-фильме Копполы «Апокалипсис сегодня», новая режиссерская версия 2006 года). «Затуманивание» путем понижения голубого и усиления зеленого в температурной гамме, как и следовало ожидать, не дало убедительного эффекта. Это объясняется тем, что глаз «чувствителен» именно к оттенкам синего и черного, меньше «верит» белому, красному и зеленому.

Включив далее компьютерную игру, мы нашли «психологическое» решение по балансу цветов вообще: это — затемнение. Здесь оно достигается путем понижения на треть (!) не только яркости, но и контраста. Эти значения здесь оказались на порядок выше, чем в ЖК-дисплее и проекторе. Там оптимальна усредненная установка «по умолчанию».

Тьма кажется родной стихией для данного устройства – как для кошки. . В «Апокалипсисе» хорошо видно, что голова коммандо в руках полковника Курца – это муляж из формальдегида, хотя весь эпизод происходит темной камбоджийской ночью. При этом не нужно менять настройки в меню, чтобы вернуть их на «дневном» эпизоде. Парадокс, но заложенный высокий контраст нужен плазме, чтобы… вы его благородно понизили. По умолчанию он составляет 50%, а на отметке 30% он «высвобождает» добавленную цветовую динамику.

Это не магия. Таково соотношение в стандарте, который Голливуд навязал DVD-индустрии. Стандарт предписывает, что для цифровой обработки цветов при производстве фильмов выдерживаются определенные частоты в увязке с общей пониженной яркостью. Стандарт известен по названию организации: SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers). Видеопанели и проекторы с малым ресурсом контраста или слишком высокой яркостью отрабатывают иные цвета — «презентационные», а не видео-фильмовые. На них не получится удовлетворительно посмотреть кино, а вот иллюстрации и диаграммы отобразятся отлично. Наш опыт с Hantarex убедил, что данная модель предназначена именно для кино.

Культура обработки цветов у разных брендов узнается по цвету лиц на крупном плане. Это объясняется тем, что цвет лица – составной, и как нельзя лучше демонстрирует корректный баланс и богатство полутонов. «Бороться» с помощью температурных настроек тут бесполезно – это известно многим незадачливым владельцам плохих панелей. В просмотре «Апокалипсиса» на Hantarex нельзя было жаловаться на здоровый цвет американских лиц (и на нездоровый – у камбоджийцев).

Высокий контраст не понадобился на HD-программе. Мы убедились в несостоятельности выбора плазмы лишь по высокой спецификации, по степени расхождения между белоснежным и густым черным. Мы специально имитировали «полярную» настройку без полутонов. На концертных и прочих высоко-динамичных сценах одни образы при этом «выбеливались», другие – «тонули». На демонстрации с видеокамеры к этой проблеме добавлялось еще и зерно. На DVD-болванках — еще и муар. Всякий раз, когда изображение проходило некую обработку, контраст и яркость плазмы следовало понизить, а не повысить. Единственным оправданием для их повышения на треть стала сильная внешняя освещенность: в дополнение к дневному свету мы включили люстру.

Оптимальным освещением для просмотра данной модели является 40-ваттная лампа в бра или торшере. При этом уровень черного по колориметру должен составить 0.19 единиц, то есть близко к идеальному нулю.

Вторым сюрпризом стала полная нечувствительность дисплея к статичному изображению. По идее, в этом случае некоторые фосфорные ячейки, нагруженные интенсивнее других, «залипают» и «фиксируются» на внутренней поверхности экрана. Этот дефект плазмы называют то выгоранием пикселей, то импринтом, то памятью, то инерцией. Наш опыт (на наши глаза) не обнаружил не намека на импринт. Как ни странно, но некие «тени забытых предков» были замечены на полотне проекционного экрана после резкого выключения ярко горящего проектора. В отношении этой модели плазмы можно сослаться на новую технологию «перемещения микропикселей». Она срабатывает автоматически, когда ячейка матрицы обнаруживает «опасную» постоянную нагрузку – с целью «снять напряжение».

Стабильность схемы питания мы проверили тоже по нагрузке – но по импульсной. 15 включений и выключений устройства в течение 2 минут – серьезный тест для всякого средства отображения. ЖК-телевизор в этом случае обычно ухудшает видимость сбоку, ослабляя яркость примерно на 5%. Достаточно значительно меньшей нагрузки, чтобы перегорела 250-ваттаня лампа видеопроектора. Поскольку Hantarex рассчитан под профессиональное использование в качестве информационного табло в аэропортах, то наш тест он прошел, буквально не моргнув. Не было подмечено никаких признаков падения яркости монитора. Опыт позволяет предположить, что яркость заметно спадет лишь после 30 000 часов «бытового» просмотра этой модели, то есть не раньше, чем через 10 лет. Однако парадокс заключается в том, что чем дороже такая техника, тем капризнее её обладатель и тем чаще он ее меняет. Шансы велики, что Hantarex сменит несколько рук, прежде чем начнет сдавать.

В отличие от «видеостены», для панели (даже для столь широкой) критичен реализм картинки при просмотре сбоку или при перемещении зрителя во время просмотра. Последнее убеждает, что вместо экрана у вас — распахнутое окно. Когда боевой вертолет барражирует по всему пространству экрана в «Апокалипсисе», то в него веришь даже прохаживаясь вдоль экрана от стены к стене. Из-за плоского изображения неизбежно меняются пропорции вертолета – но они компенсированы постоянной яркостью, контрастом и оттенками, и глаз принимает эту реальность. Чего никак нельзя сказать об LCD. При отклонении головы на 15% в сторону вся реальность у LCD разрушалась, а еще далее образовывались «мертвые» зоны с эффектом «выпадения» части изображения. Часть жидких кристаллов заслонялась другими.

Из предыдущего абзаца выводится еще одно принципиальное преимущество плазмы перед прочими средствами. Если мерить колориметром или строить алгоритм по данным, то окажется: удаленность элементов матрицы (зеркал, линз, отражающих и обрабатывающих чипов) в DLP-проекторе, в DILA или LCD дисплеях вызывает ослабление четкости до 35% при разных неблагоприятных условиях просмотра. Только на плазме ослабление не превысит 5%. Это объясняется тем, что на плазме составные части цветового спектра практически не запаздывают вообще, Они формируются в одном месте, непосредственно на фосфорном слое дисплея. На реальность изображения работает и расположение фосфорных ячеек на плазме. В отличие от ЖК, они конфигурированы и отсвечивают во все стороны одинаково.

Резюме
Получается, что одних только спецификаций высокого разрешения недостаточно. Нужна еще их грамотная реализация, поддержка по контрасту и прочему. Здесь, как и в хорошем аудио, проявляется общий интеллект разработчика. Он неизмерим никакими параметрами – и это хорошо. О роли интуиции я говорил не раз. Сегодня оказывается, что телевизор хуже монитора, так как его плохой аналоговый тюнер тянет конструкцию назад.

Второй фактор: надежный респектабельный и живучий салон, дистрибутор. Такие просто не позволят, чтобы средняя панель имела высокую цену. Им же жить и работать на рынке. Другое дело – дистрибуторы, которые готовятся к собственному закрытию и в последний раз надувают щеки. К счастью, тут мы имеем дело с салонами A&T Trade, а этот дистрибутор лишь прибавляет себе поставщиков в то время как остальные уходят с рынка. В общем, дерзайте и вам откроется.

А пока что – немного о придирках рецензента конкретно к плазме Hantarex 65:
1. Высокая цена, которая по понятиям многих пользователей пока еще не оправдывает потребительского качества.
2. HD-спецификация модели не востребована в силу малого распространения эфирных программ и отсутствия носителей в реальном разрешении 1080p.
3. В полностью затемненных условиях или в вечернем просмотре DVD в типовой квартире небольшой площади Hantarex может оказаться равнозначен LCD или начальному видео-проектору, а в отношении размеров экрана может уступить последнему. Выигрыш – в основном, в надежности и долговечности.
4. Не предусмотрен буфер для подключения перспективного цифрового тюнера DVB.

Преимущества:
1. Плазма выигрывает по части яркого четкого и сбалансированного изображения в условиях естественного освещения и при коллективном просмотре с разных углов.
2. Модель обладает высокой надежностью и отличной элементной базой, отраженной в ее высокой цене. Это сообщает ей особое благородство, высокий статус и стиль.
3. Открытая конфигурация и распространенная коммутация на качественных комплектующих и операционных усилителях в схеме предполагает подключение качественного телетюнера и других видеоисточников. Нет привязки к архаичному наземному аналоговому SECAM-приему.
4. Максимально возможная для плоской панели диагональ технически невыполнима для ЖК. В перспективе любой конкурирующий дисплей любого типа и такого размера будет опираться на ту же HD-технологию и приближаться к цене данной панели.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a