Маленький удаленький нано-фонокорректор

Четверг, 30 Июль 2009, 13:44
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 7 коммент..

Clearaudio — мой постоянный клиент и уже марка N1 для новообращенных винильщиков поколения некст. О, если б я имел зарплату дабы писать здесь для более серьезных аудиофилов!

На рынке аудио носителей произошел очередной «тихий переворот», и связан он совсем не с HD форматами, которые отчаянно и не без помощи Onkyo двигает вперед Toshiba. Переворот состоит в резком всплеске интереса нового поколения трудоголиков к винилу. Они иного работают и зарабатывают, принципиально презирают девальвированные CD и полагают, что вместе с клубными диджеями являются первопроходцами винила. Встречая в аудиофильских магазинах роскошные хай-файные оттиски винила 50-х годов, они не верят своим глазам. Как?! Разве в 50-х мамонты не охотились на Ельцина, размахивая дубинками и аудио-кассетами?.. Конечно, в такой мутной водице фирмы ловят свою рыбку, то есть сбывают грубые диджейские проигрыватели и штампованные фонокорректоры под видом ультрадорогого хай-энда.

Как не допустить ошибок и лохотрона? Легко. Надо прежде всего обращаться к крупному доверенному дистрибьютору. Если в числе его брендов вы нашли хоть один достойный – все остальные уже достойны вас.

Немецкий бренд Clearaudio в этом плане идеален и приоритетен. Он порывает с архаикой, принимает эстафету консервативных высоких технологий и не поддается легкомыслию. Он запрашивает очень серьезные цены за серьезный продукт. Каждый новый проигрыватель – здесь ощутимый шаг вперед. Вместо акрила у модели Clearaudio Perfomance стол из мрамора, красивого оттенка. Акриловый – лишь диск, но тут он плотнее (GS-PMMA) и толще (40 мм) прежнего, поэтому стабильность вращения выше, резонансов еще меньше, чем прежде. То и другое выражается как детонация (здесь – 0,01% против обычных 0,05%) и уровня шума (здесь 90 дБ против стандартных 50). Тонарм Satisfy тоже облегчен без потери былой жесткости, а это очень важно для чистоты звучания. Наконец, головка ММ-типа, модель Maestro интересна полностью алмазным иглодержателем (кстати, новояз уже исказил английский термин до «кантеливера» — почти «ливерной колбасы»). Немцы откликнулись на нанотехнологии и снабдили магнит индуктора катушки внутри головки особым подшипничком. Это тоже сработало на точность звука этой модели проигрывателя, которая оспаривает цифровые HD-критерии.

Этот проигрыватель обойдется вам в 79400 рублей, но ведь и ремонт квартиры вы поручите дорогостоящей бригаде мастеров нежели посвятите ему свой отпуск, верно? Это только на заре винила отечественные умельцы на секретных заводах тайком вытачивали прецизионные детали для кустарных проигрывателей «лабораторного уровня точности».

Невежество «нового поколения» не знает границ. На мою статью некто из читателей газеты «Коммерсантъ Daily» (вот еще новояз!) ехидно заметил, что фонокорректор нужен лишь для проигрывания стандартных «лонгплеев» на 33 оборота. Так вот: данный Clearaudio располагает мудрой опцией, скоростью 78 оборотов для архивных грампластинок времен Сталина и Черчилля. И без фонокорректора все равно не обойтись.

Clearaudio Nano Phono – как раз такой сбалансированный по цене и функциям корректор. Он повышает сигнал ММ-головки на 34 дБ, МС – на 54 дБ, плюс располагает дополнительным повышением на 13 дБ. Из бороздок пластинки и колебаний иглы в магнитном контуре он извлекает полосу частот 20 Гц – 20 кГц с неравномерностью всего лишь 0,3 дБ. Искажения сигнала после корректора измеряются лишь в тысячных долях процента, зато мощность или уровень сигнала – в 10 раз выше обычной, то есть 10 вольт.

О том, зачем нужен фонокорректор, я рассказываю новому поколению циников в уже где-то опубликованной моей статье, которую привожу ниже с необходимыми правками. Давнишние пользователи знают все сами.

Фонокорректор – это практически маленький предусилитель для проигрывателя винила. Он может быть и «взрослым», совмещая в себе, например, схему оцифровки винила для записи на «болванку», студийный микшер для караоке или линейные входы для других аудио источников. Все эти «прибамбасы» — лохотрон. Дублируют спецоборудование и попутно обкрадывают схему в качестве. По той же логике, настоящий проигрыватель винила не вмещает в себя корректор и в этом случае, строго говоря, именуется «вращающим столом» (turntable).

Любой усилитель, ресивер, а также телевизоры и музыкальные центры имеют так называемые линейные входы для источников звука – для разных плееров, дек, тюнеров, рекордеров. Они настроены на определенный уровень сигнала — не ниже 150 – 200 милливольт (мВ). Это называется «чувствительностью входа». Сигнал с магнитной головки проигрывателя винила намного ниже по чувствительности: у головок типа ММ — 4-5 мВ, у головок типа МС – порядка 0.2 мВ. Сигнал, снятый головкой с винила, надо сначала «довести до кондиции» — 150 мВ. Эта дополнительная ступень усиления называется фонопредусилителем (phono preamp) или фонокорректором.

По конструкции и функции фонокорректору место в составе предусилителя. Эта штука встроена во многие старые ресиверы и усилители, а на панель выведено специальное гнездо входа Phono In. Cегодня же фирмы идут на комбинацию нехотя. В AV-ресиверах чаще стоят некачественные схемы, которые условно можно назвать фонокорректором.

Итак, пара разъёмов RCA с вашего винила подключается на соответствующий вход Phono In в фонокорректоре (левый канал маркирован белым, правый – красным цветом). Таких входов может быть несколько. На тот случай, если у вас модель проигрывателя, оборудованная не одним, а двумя тонармами с парой сменных головок. Зачем два тонарма? Чтобы быстро сравнивать две разные головки по звуку и всегда иметь под рукой этот «другой» звук. Как правило, каждый из таких отдельных входов фонокорректора можно индивидуально подстроить под параметры головки. Неплохо, если регулируется импеданс от 30 до 200 кОм и ёмкость от 10 до 400 пикофарад (pF), где среднее значение соответствует стандартной магнитной головке распространённого типа «движущийся магнит» (ММ). Очень полезен регулятор чувствительности (уровня громкости сигнала), поскольку он варьируется у разных моделей головок. Фонокорректор может также иметь плавающий или регулируемый выход (0 – 1 В). Тогда вы можете создать более «летящий» (до150 мВ) или «вкусный», как бы пульсирующий, слегка перегруженный (выше 150 мВ) звук.

О применении головки типа «движущаяся катушка» (МС): Pioneer экспериментировал с выпуском МС высокой чувствительности 3-4 мВ, но звучали они хуже ММ. Смысл головки типа МС состоит как раз в повышенной подвижности иглы (двигать катушку относительно магнита ей проще). Раскрывается как бы больше ВЧ-информации, деталей. При этом в жертву приносится уровень и импеданс (последнее не столь важно для конечного пользователя).

Согласование между собой магнитной головки типа МС, схемы корректора и идеологии изготовителей тонарма и «вращающего стола» — головная боль для новичка и азартная игра для аудиофила. Поэтому фирмы как Clearaudio, поставляющие все это без компромиссов, ценятся особо. Впрочем, пользовательская смена головок допускается и даже поощряется универсализацией процедуры монтажа головки в тонарме.

Фонокорректор (за исключением Hi-End моделей) потребляет мизерный ток, и сам имеет дело с малыми сигналами – значит, результат зависит от состояния тока и напряжения и от соблюдения верной полярности в вашей сетевой розетке. «Развязать» щепетильный фонокорректор от нестабильного городского питания вам помогут: сетевой адаптер, аккумулятор (батарейное питание), кондиционер тока или простейший стабилизатор напряжения. Вот и ещё один блок в вашей комнате, но если вы встали на «тропу войны» за звук…

Звуковой провод от «вертушки» к фонокорректору — всегда особый, собственный. От фонокорректора к усилителю – обычный, на RCA разъёмах. Куда именно подключать фонокорректор? На любой линейный вход усилителя. Лучше – на вход Aux, так как «тоже линейные» входы Tuner In, Tape In могут иметь некую дополнительную электрическую схему, которая специально рассчитана для конкретного источника – тюнера или магнитофона. Подключать сразу к усилителю мощности можно, если выход достаточен по уровню (1 вольт) и является варьируемым – то есть, напоминает обычную ручку громкости. Если же нет, то его можно подключать к предусилителю или интегральному усилителю. Для более качественной же записи винила на рекордер или кассету, сигнал следует брать непосредственно с фонокорректора.

Важно соединить винтовые терминалы «земля» на проигрывателе, фонокорректоре и, если предусмотрено, на усилителе. На многих проигрывателях проводок заземления выведен вместе со звуковым шнуром. Этим вы «сольёте» 50-герцовый «шум», накапливающийся на металлических деталях конструкций. Корректор, не оборудованный терминалом (и при этом гудящий!), может давать «эффект земляной петли» или размывание звукового образа.

Проблема в том, что их заземление в домах зачастую находится под напряжением из-за неаккуратной проводки. Риск устраняется всё тем же: стабилизатором напряжения или батарейным питанием (так называемыми ИБП) между «коварной» сетью и вашей техникой. Можно вовсе не задействовать заземление в стенной розетке – неслучайно для России аудиотехника комплектуется не евро, а обычной вилкой. Ещё совет: для «слива земли» подходят любые винтовые терминалы на ресивере, усилителе, музыкальном центре (включая радиоантенные терминалы).

Фонокорректор нельзя заменить – например, гнездом входа для микрофона. Микрофон тоже даёт малый сигнал и требует гейна, но виниловые пластинки пишутся со специальной эквализацией и шумоподавлением. Фонокорректор тут выступает как своего рода ЦАП. Этот стандарт эквализации известен как RIAA (Recording Industry Association of America или Американская ассоциация звукозаписи). Кроме магнитных, существуют головки (или звукосниматели) пьезоэлектрические, которые сразу дают громкий и эквализованный звук. Они не в моде.

Винил ценен тёплым ламповым звучанием, которое сообщено ему студиями с соответствующим оборудованием. Лучшие профессиональные инструментальные усилители – ламповые. Королём рынка дорогих фонокорректоров сегодня можно считать модель PS Audio GCPH Phono Stage, которая не уступает более эзотерическим особям и помимо прочего располагает гнёздами XLR и конструкцией «сдвоенное моно». Также в наличии –переключатель моно (для более совершенной работы с монозаписями), реверс фазы (для большей функциональности в настройке звука с винила) и уже оптимизированные соотношения в предустановках импеданса и ёмкости: 100 Ом/47 нФ, 500 Ом/10 нФ, 1000 Ом/4.7 нФ, 47kohms/100 пФ. Впрочем, как уже говорилось, спецификации важны постольку поскольку вам надо «добрать» децибелы. Чтобы вполне оценить качество фонокорректора, надо окунуться в прошлое и настоящее марки.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

7 коммент. к “Маленький удаленький нано-фонокорректор”

  1. Alexander пишет: Вторник, 8 Июнь 2010, 12:30

    Данный предусилитель-корректор отностися также к конструкции, извините «для лохов». Динамический диапазон явно мал, это заментно сразу «невооружённым ухом» — на 15-вольтовом питании сделать нормальный диапазон нереально; обычно такие схемы проектируют с питанием не менее 30V (+/-15V), а то и раза в 2 выше. Звучание крайне убогое, картина и детеализация инструментов вроде-бы и «на месте», но в звуке отсутствует привычный «виниловый аромат». Совершенно неприемлим для прослушивания джаза (впрочем и хард-рока тоже). Звук пластники Raindow «Bent Out Of Shape» я не узнал вообще — был в ужасе. Итог: мой встроенный в усилитель JVC A-X50 корректор звучит на несколько порядков лучше (шаманство со входным сопротивлением и ёмкостью не помогли!!!). Цена для корректора данного класса неоправданно высокая. Единственное достоинство — алюминевый корпус, но... «нафига козе баян». Кстати, автору статьи не мешало бы ознакомиться подробнее с терминологией и не использовать такие перлы, как «эквализация», «требует гейна» , «слив земли», «Фонокорректор тут выступает как своего рода ЦАП» (???!!!) — 5 баллов, и тому подобных опусов. Кстати, «импедансом» в русском языке называют ПОЛНОЕ сопротивление (с учётом реактивной составляющей). На входе фонокорректора подбором резистора подстраивается _АКТИВНАЯ_ составляющая (то есть «омическое» сопротивление — извините за сленг), входная ёмкость же настраивается отдельно. Значение же входного импеданса (т.е. полного сопротивления) подсчтиать крайне тяжко. В итоге после тестирования корректор был возвёрнут продавцу. Оказалось, что я был уже вторым тестером :(

  2. yelbaev пишет: Суббота, 12 Июнь 2010, 15:26

    Александр, вам не помешала терминология совершить покупку? Значит, уже хорошо. Плохо, что вы не заменили штатный провод питания на аудиофильский, что правда непросто, если аппарат питается через адаптор (я не могу помнить всех обозренных моделей, естественно). Уверяю, схема недурна как таковая — вы ведь соблазнились на подстройки недаром! Я не нашел ни одного подталкивания конкретно вас к этой конкретной покупке без каких-либо оснований, пересмотрев статью. Скорее всего вы поторопились избавиться от покупки. Что до встроенных винтажных корректоров — они согласованы с схемой усила плюс у них винтажные материалы, ныне недоступные брендам. Они и грубее, но и эффектнее по звуку. Спасибо за разъяснение разницы между тем и сем импедансом (он же переводится как сопротивление, тем не мнее — от этого не уйти). Читатели будут вам благдарны за это. Но я не вижу смысла уточнять, что полное сопротивление плюс настроенное есть уже нечто иное, поскольку мы говорим о пользовательской функции в комплексе с настройками, иначе зачем нужны настройки... Ну и: винтаж при прочих равных условиях лучше всякой новинки, но только где вы видели эти самые равные условия? И какой же корректор вы в результате купили. Не Тревиста Мьюзикал Фиделити ли? Если вдаваться в академический спор, то действительно ЦАП и фонокорр. функциональо делают одно: готовят сигнал для усилителя с источника. И многое, на что вы еще оскорбились — столь же оправданное и благо понятное авторство. Или вы не читаете ничего, кроме нас здесь?

  3. Alexander пишет: Вторник, 29 Июнь 2010, 14:05

    Начну с того, что на Вашу статью я наткнулся чисто случайно, пытаясь найти отзывы о данном корректоре. За свою жизнь я сделал не один десяток усилителей мощности и предусилителей корректоров для магнитного звукоснимателя также, поэтому имею некоторый опыт не только «снаружи», но и «изнутри». Мною также опубликованы несколько статей по прецезионным усилителям малого сигнала, а также написана и защищена кандидатская диссертация на аналогичную тему. Кроме всего прочего я имею неплохую коллекцию фирменных виниловых пластинок, которая берёт своё начало с 70-х годов прошлого столетия. Считаю себя достаточно компетентным, чтобы давать Вам советы. Не согласен с Вами в корне на счёт того, что, цитирую: «ЦАП и фонокорр. функциональо делают одно» (орфографию подправьте, плз). ЦАП — устройство, предназначенное для преобразования информации _из_одной_формы_в_другую_, то есть является по сути своей, принципиально трансформирующим звеном. Корректор же, всего лишь ступень усиления аналогового сигнала до «номинального» уровня, плюс имеющая функцию коррекции АЧХ под стандарт RIAA. Поэтому корректор является сугубо усилительным (или, если хотите, нормализующим) устройством, правда, достаточно специфичным. Что касается замены провода питания, то Вы, юноша, несёте явную, простите, чушь. Это уже из области нефритовых подставок для аудиокабелей. Кстати, я был изумлён заявлением производителя о том, что SMD компоненты данного корректора паяются вручную. Это просто недопустимо: для пайки компонентов SMD (поверхностного монтажа) требуется специальное оборудование, обеспечивающее необходимый тепловой режим. Их легко можно вывести из строя ручной пайкой, даже самой аккуратной. Вы ведь не станете ремонтировать, к примеру, систему впрыска мотора вашего Феррари с помощью кувалды? Что касается лично моей покупки, то я ничуть не поторопился вернуть это, мягко говоря, странное изделие. До настоящего момента я пока не нашёл достойную замену имеющемуся встроенному фонокорректору, а приобрести достаточно дорогую модель не позволяет моя зарплата доцента университета. Буквально вчера я заказал печатные платы для изготовления так называемого «Фонокорректора Никитина» с питанием +/-30 Вольт (итого 60В в размахе). Эта схема кажется мне достаточно интересной и оригинальной. Попробую, как она зазвучит в действительности.

  4. yelbaev пишет: Суббота, 3 Июль 2010, 21:39

    Cпасибо, «юноша» за «юношу» же и что нашли опечатку, которуя я уже отчаялся найти. Коротко по пунктам, которые имеют значение для читателей онлайн-газеты нашей: 1. Пусть инженеры судят по «формату сигнала» или что там у вас — покупатель будет судить по функции устройства, и функции ЦАП, корректора и прочих буферов (ой, ой, ой) и преобразователей между источником и усилом будут однотипны: приводить сигнал к нужной чувствительности и аналоговой же форме. 2. Я не тестил ваших усилов среди тысяч устройств, которые приходили в редакцию Стерео-Видео, АМ, Техногид и др. — поэтому мне непонятен смысл саморекламы вашего аппарата , ведь его негде купить. 3. Не понял иронии по кабелю. Если я пишу «влияет кабель» — это так, и я готов это доказать в т.ч. инструментально (!), подключив нужное ПО. Это уже — к журналам, которые занимаются интрижной ротацией кадров до сих пор (новая команда Чарлзом поставлена в Стерео и новые в др.журналах, включая Салон-Интерьер). Платите гонорар за время. 4. После п.3 излишне... Впрочем, нет: так наз.корректор Никитина играет мерзко — это естественно, ведь сам Никитин постит напрочь закомплексованные комменты в неких форумах, как только спускается с треклятой физики до челочеческих суждений. Берегитесь черной энергетики отечественных кулибиных.

  5. Армен пишет: Четверг, 4 Апрель 2013, 0:21

    Alexander, фонокорректо Никитина звучит замечательно в своем (бюджетном) классе.

    Давно пользуюсь приобретенным корректором Никитина, изготовленным московскими умельцами, поверив тестам Стерео- Видео. Менять пока не собираюсь...ну, или только на какой- нибудь хай-энд

  6. yelbaev пишет: Четверг, 4 Апрель 2013, 23:27

    Хотел бы верить и послушать ваш удачный экземпляр. Повторю свой факт: во времена магазина Интерглоб и газеты «Хай фай клуб» (на Калужской) я спускался вниз и включал все, что наплодил и снес в комок «российский хай энд». Все было так или иначе ужасно, ламповый монстр Губина особенно, но и Никитин не лучше. Надо понимать, «Никитин» это уже нарицательное, как «калаш» — важен изготовитель, ведь чешский «калаш» не чета «китаю». Или я не прав относительно корректора Никитин? Но тут еще личное примешалось: я не верю, что автор хорошей схемы корректора может быть одновременно сволочью как человек. Что до тестов журнала, то — как грибы — попадаются и не червивые. Почему бы нет?

  7. Ana пишет: Суббота, 6 Июль 2013, 2:24

    This is the perfect way to break down this inmfnoatior.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a