Открытие открытой мебельной панели с динамиком

Четверг, 30 Июль 2009, 14:00
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.

Если вы ищете легкую по нагрузке акустику для лампового усила, плюс элегатную мебель, консервативную респектабельность, хай-тек-конструкцию и без обмана — то вы их нашли. Идите по любому из указанных направлений: Два Товарища или Никитский-12.

Два года назад я открыл народу винтажные рупоры Двух Товарищей, сегодня это – звуковые панели Supravox самой французской из всех хай-эндных фирм в СНГ: Никитский 12 (в Москве). Колонки высятся в одном ряду с топовыми моделями Vandersteen, Avangarde Acoustic, Martin Logan, Magnepan и моими личными фаворитами всех времен и народов – немецкими колонками MBL. Но только Суправоксы с Никитского стоят под 10.000$ за стереопару, то есть вдвое дешевле, чем Два Товарища, вчетверо дешевле Авангардов, вдесятеро дешевле Эмбиэлов с Логанами. И эффективнее.


Конструкция. За что платим. Басовик 16” (40 cм) из толстенной ворсистой черной укрепленной «аудиофильской» бумаги пропитан и гофрирован по периферии. С 1936 года (создания первых легендарных Лаутеров) и по сей день, включая пресловутый «новый век», это есть наилучший, прочнейший и гибчайший, всемирно признанный и научно подтвержденный способ подвеса. Так наз.акустический подвес динамика.

Всякий конструктор динамика стремится, чтобы периферия колебалась сдержаннее, а центр – больше. Как у пистона. Если ход динамика строго единообразный «поршневой», то он формирует плоскую форму звуковой волны, и та противоречит естественной выпуклой форме. Именно это противоречие неразрешимо у Martin Logan и других электростатических излучателей. По единодушному мнению музыкантов, такие колонки «зудят» и «показывают» пространство вокруг инструмента минус сам инструмент. Этот сюрреалистический эффект снискал электростатам культовое признание в мире, и при должной настройке электростаты фантастичны.

10” (25 cм) широкополосный французский динамик повыше басовика снабжен фазирующим керном (phase plug), который эффективно локализует вибрации поверхности динамика, не дает им распространяться. Тем самым достигается особая точность в формировании звуковых образов и всей сцены со всеми ее планами и даже вертикальной (!) составляющей. Каждый нюансик записи, дошедший в электрическом сигнале до динамика, представляет собой макро-вибрацию на микро-участке. С точки зрения такого нюанса, 25 см поверхности – это Вселенная. Стоит ли удивляться гигантской звуковой картине, которую «рисует» в пространстве такой динамик сам по себе?

Усредненные керны – не выход для качества, их красиво клепают на весь мир 2 специализированные датские фирмы. Франция здесь обособилась, как и в рок-музыке. В корпоративный период своей истории Supravox присвоил уникальную технологию RCA Victor. Действительное устройство и взаимодействие их керна с системой неизвестно, а разбирать и копировать его – нерентабельно.

Решающий элемент конструкции – не керн, а массивный дроссель (стержень, движимый магнитным полем от обмоток огромной катушки индуктивности). Дроссель питается от сети, потребляя мизер – 6 вольт. Он достроен на тыльной стороне динамиков – и уж эту технологию Supravox решительно невозможно воспроизвести, скопировать. Технологическое задание по одной лишь этой операции составляет объемную тетрадь. Оно составлено не по неким волшебным безошибочным физическим законам, а эмпирически – как лучше конкретно для Supravox. Слишком много здесь тонкостей и коммерческих секретов: определенное натяжение намотки сотен метров медной проволки, толщина и форма сердечника катушки, химическая формула футляра дросселя, наконец – как именно дроссель взаимодействует с собственно динамиком… Любители физических формул (а на ц квадрат дает пи в пятой степени, где пи = неопределенность) на этот раз должны удовлетвориться интерпретацией романиста. Вы либо принимаете изделие в целом – либо нет.

Кроссовер – разделительный «фильтр» на задией панели — тоже имеет вид катушки. Это «фильтр» первого порядка. Для многих аудиофилов это почти ругательство, так как подобные кроссоверы строятся обычно на мелких элементах (типичный пример – маленький резистор) и ничего хорошего не добавляют системе. Здешний кроссовер по определению – своего рода предварительный усилитель, гораздо тактичнее, чем собственно фильтр. Он и дроссели иллюстрируют французское кредо: чем неординарнее электрическая схема колонки – тем чище и мощнее звук. Будучи подпитанными активными элементами, электроника является (еще одним!) «усилителем после усилителя». Принцип очень похож на би-ампинг или активный студийный монитор: объемный кроссовер осаждает нежелательные артефакты, делит сигнал по НЧ и СЧ+ВЧ, после чего дроссель очищает, гармонизирует, фокусирует и толкает сигнал на динамик, а там уже срабатывает и податливый диффузор, и жестковатая подвеска, и керн. Вот откуда здесь по 35 и 120 ватт на динамиках, 100 дБ звукового давления, благородный и широкий частотный диапазон 23 Гц (!) – 40 (!!!) кГц без малейших искажений и без ощущения где-то урезанной динамики. Разумеется, пологий спад частот, и скажем, 40 кГц можно озвучить, начиная с уровня громкости в 100 дБ — но это не плохо, а хорошо. Этот именно принцип содал хай-фиделизм и аудиофилию. Это благородство сродни классическим консервативным широкополосным колонкам – легенде аудио, которая сегодня передается из уст в уста.

Наконец, самое ключевое для пользователя. Данный комплект динамиков и кроссовера поставляется фирмой всем желающим и составляет 1-2 тысячи долларов за элемент. Цена «кусается»? Если прикинуть смету на материалы и изготовление – то оказывается, что все четко. Инженеры Никитского 12 получили авторскую фирменную технологию по оптимальному корпусу. Это щит с боковыми стенками под углом. Нечто похожее делает отечественная Два Товарища, но только – вдвое объемнее, требовательнее к размеру комнаты… к тому же, на совершенно иных принципах. Никитский 12 подошел рационально: если б щиты были из дорого деревянного массива, то цену пришлось бы действительно поднять до уровня конкурентов, а вот звук… Одного прослушивания достаточно, чтобы оправдать 5-мм МДФ как отличный материал для щита Supravox.


Музыка. Искомое.
В подключении на CD-проигрыватель и усилитель (лампы EL) Jadis пара щитов-колонок Supravox дает звук, беспрецедентный для данного салона… и для некоторых конкурирующих и в десятки раз более дорогих. За 10 тысяч долларов никакая иная большая и серьезная акустика из выше названных марок не играет так симпатично, убедительно, «исчезающе» открыто, глубоко и панорамно. Закрытые колонки Supravox, пожалуй, подчеркнуто консервативны и тоже щепетильны в отношении источника. Щиты Supravox справляются с чем-угодно от чего-угодно в подключении каким-угодно кабелем. Это и неудивительно, исходя из их активного принципа действия. Они есть завершенная аудиосистема сильных токов – если это что-нибудь сообщает читателю.

Те же винтажные рупоры Двух Товарищей имели окрас, некий сухой, суровый и небезынтересный налет консерватизма. Те же электростаты нагло расплющивают звуковые образы, как катком по асфальту. Очень дорогие Вандерстины звучат подчеркнуто современно, а MBL – неизбежно с металлом в голосе и навязчиво по ВЧ. И т.д. Нет слов – вся эта астрономически дорогая и породистая акустика из разных стран мира требует тщательной настройки, подбора кабеля и… аудиоматериала.

Я ставил диск за диском, последний «урожай» Пурпурного (http://www.avportal.ru/YT/article8-124.html): «книжно-картонные» джаз-переиздания на Verve – как водится, лучше всего, ураган. И даже с выключенным (а это тоже легко выполняется данной конфигурацией!) басовиком 10-дюймовый широкополосник на щите показывает ураган без малейшего напряжения и на всяком уровне громкости. Последнее обстоятельство особо важно. Попробуйте назвать большую акустику, которая не пугает соседей за стеной и сохраняет давление живого выступления!

Особо – о передаче удара барабана. Большинство серьезных колонок форсирует его, пихает вас в грудь и отупляет перепонку на время. Это кажется кайфом только до тех пор, пока вы не слышали этих щитов. Барабан, оказывается, способен сохранять убедительность и материализоваться в пространстве БЕЗ малейшей агрессии. Заветный затухающий шелест тарелок? А как же, был! Без концентрации внимания и красования – мол, вот я какой.

Самый плохой диск данного обзора — Dave Aude/Audacious dj mix, прозвучал как минимум адекватно и широкополосно, при эшелонированном миксе (о звуковой сцене химической музыки говорить невозможно), со всеми «пирогами». Эмоций там, понятно – ноль, и именно это щиты и вся система показали слушателю. Важно, что это не был современный музон, машиной времени перенесенный в прошлое. Весь холод и аналитика осталась при нем.

В таких случаях говорят о «развале» конуса динамика, который нагружен такой динамикой. Что ж, глядя на упорядоченные вибрации 10-дюймовика, я убедился: cone breakup не имеет места. Звук оставался чистым – если это интересует читателя.

Далее. Дурное сведение «татушек» было воспроизведено системой в должном кашеобразии и с гнусавой серединой. Только теперь щиты намекнули на свои преференции: по причине отсутствия супер-твитера они плавно откатывают частоты повыше 2 кГц, то есть на рубеже тарелочной «россыпи». Практически, эффект равнозначен включению тонкомпенсации или «эффекта присутствия» на СЧ.

Не пытайтесь однако схитрить и вызвать оный своим дурным эквалайзером. Подлинный прэзэнс сложнее, чем просто +2 дБ на 1 кГц. Скорее (и судя по характеру звука данных щитов) это +1 дБ по 700 Гц, — 0,5 дБ по 1 кГц, + 2 дБ по 1,2 кГц… Супертвитер мог бы приоткрыть завесу над переливами «синтезов» на последнем Робби Вильямсе, и желающие могут оговорить такую именно конфигурацию в своем заказе на Никитском 12. Это будет соотвественно еще плюс штука баксов и еще один замечательный кроссовер…

Однако, как есть, лично мне симпатично: Р.Вильямс «выпер» из микса на авансцену, и стало ясно, что звукореж все же переносил его акустическое пространство в микс. Боюсь, что супертвитер во-первых бы измельчил образы, во-вторых внес бы в звук ломкость и аналитику, в-третьих превратил бы волну из горбатой в ровную «линейную», а я этого не люблю. Мое ухо продолжает чутко откликаться на малейшее присутствие протяженных верхов, и пусть бы им оставаться вместе с тарелочками ударника на задворках микса…

Сеанс знакомства я закончил прослушкой аудиофильского винила ABBA / Super Trooper из свежей партии поступлений салона. Здесь снова захотелось протянуть верх – это остаточное явление после длительного общения с цифрой. Радостным открытием была полнота информации и стереоэффект в любой точке комнаты, то есть синхронная фаза звуковой волны во всем диапазоне частот. Даже позади самих щитов. Я не вру.

В общем, «если б я был султан» – я б имел эти щиты и ламповую консервативную стереосистему в одной из комнат своего дома. Я все больше влюбляюсь во Францию вообще. Французский звук по мне – это большая солнечная лужайка. А вы – как знаете. Ну хоть зайдите послушать, как должна звучать система, пока есть…

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a