Предусилитель Rotel RC-1590 и его признание

Среда, 14 Декабрь 2016, 18:58
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.
Удивляют емкости, которые наряду с идентичными трансами сообщают о балансной схеме - а ее тут и нет.

Удивляют емкости, которые наряду с идентичными трансами сообщают о симметрии двойного моно - а ее тут нет, в недрах плат есть лишь балансный путь.

Поскольку все уже высказали все об этом аппарате, остается досказать лишь недопонятое и рассеять высказанные недоразумения. Что я тут и делаю. Цена порядка 150 тыс. руб. — оправдана ли?  За функциональность — за USBшное  воспроизведение мультимедийных файлов с колоссальным запасом качества 24 бит/192 кГц, за бортовой ЦАП эксклюзивной марки AKM 32 бит / 768 кГц., за  столь же точный, протяженный фонокорректор филигранной архитектуры по современным требованиям и резко отличной по звуку от винтажных. Нет, не дорого и не слишком. Ведь эти данные можно найти в наи-топовых моделях куда большей цены. Эти данные категорически оторваны от привычных верхних моделей 90-х и тем паче 70-х гг.

Вы также платите за конструкцию, которая отвечает винтажной добросовестной традиции и учитывает нынешнюю рыночную цену комплектующих такого уровня. Плюс цену недешевых человеко-часов при западном контроле за (китайскими?) сборочными линиями. Плюс сюда же предварительное тщательное и строгое налаживание данных линий. Плюс многочисленные побочные расходы, которые просто не существовали в прежние десятилетия, если говорить о топ-моделях.

Еще вопрос — насколько хороша архитектура аппарата, соразмерно его цене? То есть, что если человек сэкономит и возьмет некий престижный предусилитель конца 80-х и таким образом построит себе желанную 2-блочную систему из преда и мощника?  Мой ответ: земля и небо, даже не сравнивайте и не думайте. Даже если раздобудете винтажный пред на входах/выходах XLR, то внутри встретите разочарующе пустую схему. Либо это будет студийный аппарат с массой ненужных микшерских и прочих функций при слабом качестве звука, поскольку у инженера в студии иные требования к звуку, чем у вас в вашей квартире. Одного взгляда на «голыша» (nudie) достаточно, чтобы оправдать вашу оплату с лихвой. Не стоит задерживаться на этом вопросе еще дольше.

Как лучше построить систему после этого преда? Как я сказал, традиционно пред покупали с видом на стерео-мощник, как правило, при стрелочных индикаторах выходной мощности. Это возможно и теперь, поскольку у Rotel существует своя такая модель (и не одна, а по нескольку в каждом поколении). Стрелки в принципе добавляют аналогового ощущения в звук, поскольку основаны на пружинном механическом эффекте и косвенно связаны со звуковым трактом. С другой стороны, газоразрядные или LED индикаторы оставляют звук более «голым», непосредственным, цифровым если угодно. А у «классической» цифровой эры сегодня поборников не меньше, чем у махрового аналога.

Нынешнее поколение покупателей тем и отличается от прежних, что не знает очень многого, включая и мощники или оконечные усилители мощности. Они могут возжелать для себя активные колонки, поскольку ничего не мешает вывести сигнал непосредственно с линейных выходов преда на встроенные усилители внутри таких колонок. Мне известны фантазеры, оборудовавшие свои (многоканальные!) колонки даже ламповыми усилителями! Оно вам надо ли? И да, и нет. Действительно, звук активных колонок неповторим в своей непосредственности, сильно напоминающей... старые радиолы или магнитолы. Конфигурация пред+стереомощник+пассивные колонки будет давать образы поразмытее и прозрачнее,  но зато она превосходит активную акустику в возможности наращивать выходную мощность до аховых значений, буквально до «мостовых» 300 и более Ватт на канал в синусе RMS. Ежели такой усилитель впихнуть в активную колонку, то эти «соседи» порвут друг друга. Я слышал очень хорошо настроенную и совсем безнадежную студийную акустику, и если уж читатель бредит оной, то лучше уж hi-fi модели винтажного Филписа либо (совсем прекрасно) уникальные удачные современные гибридные Genelec.

В выборе дальнейшего пути сигнала с преда надо понимать лишь одно. Предварительный  Pre Out выход всегда является регулируемым и обусловлен бортовой ручкой громкости. Линейные выходы всегда фиксированы по уровню. Те и другие вовсе не равноценны по выходному сопротивлению, и с Pre Out можно вывести лишь строго один кабель на внешний усилитель мощности. Звук с этого выхода более качественный, чем с линейных. Зато линейные выходы можно без вопросов «разветвить» на сколько угодно устройств — лишь бы те имели такой же линейный вход.

Я только что ответил на ключевой вопрос нового поколения покупателей. И все же... Как влияют ручки и настройки преда на сигнал с линейного выхода? Никак. Таков закон. Уровень сигнала со всякого такого выхода (кроме, разумеется, наушников, регулируемого Pre Out, всевозможных цифровых) един, порядка 150-200 мВ. То бишь, ведите межкомпонентный кабель куда угодно, хоть на рекордер, хоть на телевизор, хоть на активную колонку.

Какой именно межкомпонент либо универсальный кабель XLR лучше взять и важно ли подключение биампингом? Не всегдя самый распопсованный кабель — лучший, и далеко не каждый из кабелей реализует XLR и биампинг в полной мере. В частности, кабель с тонким слоем диэлектрика имеет низкую емкость, а  масса проводника, напротив, добавляет емкость и зачастую (не всегда!) еще и сопротивление.

Поскольку кабель есть сумма разных таких факторов, то предсказать все причуды сложно, а лучше идти от интуитивного понимания внешней эстетики. Я понимаю, что эстетика и вообще ассоциативное мышление — еще более сложная и искаженная штука для ольгинско-троллевого и камедиклаб-зомбированного поколения. Но все же... Как бы нагло голые кабели НордОст звучат именно так — нагло безыскусно и голо. Жирные, хайтек и красивые Midnight и профи загадочные трудоемкие Streight Wire богаты красками и полутонами звука. Разъемы XLR уже представляют собой раздельные пути для разных электронов в аудио-сигнале, биваеринг и биампинг это дополнительные  выделенные полосы для скоростной этой магистрали, а провода разного сечения в плетеном сложном проводнике кабеля — это плюс еще больше того же самого.

Вы никогда не ошибетесь, выбирая самый навороченный жирный и негибкий кабель, будь то для колонок или для линейного сигнала. Здесь, как и везде, нужно чувство меры. Для ВЧ-тракта в биваеринге червяки НордОст самое оно, для НЧ и важнейших СЧ выбирайте только кабели, похожие на кобру или питона. Возможно, таковые есть в каталоге НордОст, но мне на глаза они не попадались. Кроме того, если фирма начала с тонких голых, ей хуже удаются жирные одетые кабели.

Rotel RC-1590 лично меня как консерватора аналога, раздражает только одним — наличием обновления с очередных изданий ПО через известный компьютерный порт. Несмотря на изрядную аналоговую конструкцию и идеологию внутри, я остаюсь врагом мультимедии. В этой связи еще вопрос: насколько лучше будут усилители интегральные и прочие, построенные на полностью балансной или симметричной схеме, ламповые в том числе? Да, Rotel RC-1590 транзисторный, и имеет характерный плотненький (живой, однако) звук посему. В США  некий умелец из СССР делает недурные и архи-дорогущие полностью балансные (симметрия двойного моно) усилители, на приобретение которых даже депутату Думы придется сдать в рабство себя и родственников.
Усилители эти звучат... любопытно, но уж очень подчеркнуто консервативно, даже нарочито  грубо... чисто одновременно. С ними трудно жить, на мой взгляд. Вообще, зачастую реализация дискретных каналов (правого и левого) во всем их громадье дает, как ни странно, провал по СЧ... точнее, «дыру» по центру сцены. Неким ассоциативным образом, СЧ и центральное пространство комнаты незримо, но явно связаны. Ни одному из «балансных» инженеров еще не пришло в голову строить такую же цепь еще и по средним частотам, ну а от центрального аналогового канала они отказались еще в 50-х годах — а зря... Фирма как Rotel тем и хороша, надежна для покупателя, что свободна от сюрпризов. Тут вы имеете наработки традиции и апробированные технологии.

Еще вопрос. Если кто-то упустит данную модель Rotel, то какой фактор сразу подскажет ему верный выбор по другому предварительному усилителю, в любой категории цены и в любой эпохе? Это вес аппарата. Как бы массивен не был корпус, общий вес под 10 кг говорит сам за себя. За феноменально мощную и выразительную схему. Выбор будет легким, ведь лишь малая когорта моделей такого уровня наберется за всю историю домашнего аудио, и данный Rotel RC-1590 есть один из них.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a