Только у нас: о звучании разных PrimaLuna

Понедельник, 27 Июль 2009, 15:40
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.
Голландская идея, американские мозги, китайские мощности - лучше, чем вы можете себя отговорить.
Голландская идея, американские мозги, китайские мощности — лучше, чем вы можете себя отговорить.

«Не прошло и года» – как не любили, но вынуждены были штамповано писать советские писатели в таких случаях. «Не прошло и года», и я готов вещать о преимуществах лампового усилителя вообще и PrimaLuna в частности. Знаю, что вопрос просто болезненный, и озабоченные соискатели так и не нашли ничего о звучании этих «ламп», кроме моего же отчета (ныне висящего на сайте магаза Солярис). Честно, я сам удивился, что успел так хорошо отслушать и описать Prologue 1. В чехарде дел совершенно не припоминаю этот эпизод своей биографии. Помню, что цеплял DALI, но нынешнее впечатление от колонок Thiel несравненно сильнее.  

 

Я уже имел честь о том, что ПримаЛуна – безусловный выбор среди нынешнего «лампового наличия». По цене это четко на треть дешевле усилителя сходной категории Maгнат, который к тому же по выходу сделан на EL34 и располагают ламповым фонокорректором на борту (с еще «более мелкими» лампами!). А чем плох такой корректор по винилу? Да тем, что попытки создать слаботочную схему на лампе часто влекут борьбу с сильным (заметным) фоновым шумом от работы этих ламп, что нехорошо для сигнала магнитной головы. С другой стороны, ламповый фонокорректор, конечно, консервативно и потому корректно (тавтология непреднамеренна) реализует «виниловый сигнал» (вульгаризм непреднамерен). Но из двух зол выбираем меньшее, и я лично выбрал не немецкий усил с повышающей лампой на борту, а выбрал я ПримаЛуна Prologue 2 без даже переброски контактов для простейшего «лупа» входа/выхода Tape in/out. То есть, голландский инженер, разработчик концепции ПримаЛуна и экс-высокотехнологичной компании Goldmund, решил не обременять чистоту звучания и не рисковать соотношением сигнал/шум даже в такой мелочи. Разумеется, примешалась и экономия – где ее нынче нет? Короче, всякий интегральник этой марки (а фирма обещает модель с опцией между EL34 и KT88) поражает крайне обглоданной схемой, которая однако и выстроена-вычищена, как не снилось отечественному автору похожего усила Богемия.

 

Чем же ПримаЛуна (любая из двух «Прологов», доступная ныне, поскольку лезть в дорогие раздельные конфигурации пред/мощник захотят и смогут не все читатели!)… так вот, чем эти ламповые интегральники выигрышны – тем паче, в кризис и накануне (как нам твердят) соц.потрясений?

 

Несмотря на то, что даже создатели не берут на себя смелость гарантировать ресурс ламп выше 5 тысяч часов (а их комплект обойдется минимум долларов в 50) – ресурс можно ожидать и на него уповать. Немало ламповых радиол 50-х годов до сих пор работают на оригинальном комплекте! Конечно, транзистор (solid state) надежнее, но звук!.. Слушая всевозможные однотактные триоды Аудио Ноут, отечественные Натуралы и Богемии, а также иных «американцев», я год за годом отказывал ламповым усилителям в признании какого-либо преимущества над транзисторными монстрами 2 х 300 Вт. Первое сомнение в этом бастионе моих восприятий закралось в отслушивании CD-проигрывателя с маленькой лампой в тракте. Лампа ничего функционально не делала, а лишь присутствовала в схеме для благородства. И оно было! Было то, что я называю абсолютной прозрачностью, когда тембральная составляющая лид-вокала не густая совершенно и напоминает вуаль. Это несколько отлично от плоской размазанной, словно по стене, образности – та выстраивается на транзисторных усилах, но при этом отличается плотностью по средне-верхним. Я извиняюсь перед неаудиофилами, но им придется либо врубиться, либо принять жаргон на веру, тем более, что это в рамках мирового экспертного журнального жаргона.

 

Зачем нужен именно неплотный негустой вокал и его ли прописал режиссер, исполнил артист? Его, его – не сомневайтесь! Все это было с нами до нашествия транзисторно-микросхемных аппаратов, которые окончательно испортили сценопередачу. Ранний solid state убрал пространственность, но хотя бы укрупнил образность, ну а микруха не дала ничего, кроме экономии и примитива, получившего триумф в нынешнем флэш-аудио (вопреки  байкам о якобы некомпрессировнных файлах).

 

PrimaLuna Prologue 2 + колонки Thiel (ах да, источник AVM Evolution) стало первой полной системой, которая вменяемо мне доказала, с первого же звука и до последнего, что ламповый усилитель можно и нужно сегодня брать. Брать, независимо от вашего менталитета и пристрастия к транзисторному стерео или к театру. Брать, наплевав на риски потратиться на смену перегоревшей лампы через несколько лет. Брать, не соблазняясь мониторингом аудио-записи и бортовым фонокорректором у конкурентов, которых на рынке и так «кот наплакал». Брать, хотя выходному трансу лампового усилителя может «не понравиться» сложный разделительный фильтр ваших колонок. И тогда возникнет некая компрессионность верхов. Даже так! Тут вам придется искать «беспрепятственную» акустику – эмпирически или просто Thiel. Все это «будет носиться и следует шить!» По одной необоримой причине. А именно.

 

PrimaLuna Prologue 2 в более-менее реализованной схеме звучит столь фантастично и в духе моих вышеотслеженных наблюдений, что прочие условности меркнут. Вы значительно больше сил и денег можете оставить на доводке транзисторного аппарата, и не приблизитесь все равно к данному звуку. Сие не требует инженерных выкладок, сие есть просто Знание Гуру. Впрочем, если угодно, перескажу коммент звукорежа, которому может доверять даже одноименный журнал: выходной транс разбрасывает характеристики сложного колоночного фильтра вследствие добавленного сопротивления этой электроники, что и лишает ВЧ-динамики поступающего сигнала. Действительно, оборудуя квартиру VIP-клиента компании Розбри (где я нынче работаю инсталлятором), я не смог добиться толку от его красивых винтажных колонок со слишком уж инертными ВЧ. Пришлось искать современную замену – о ее исходе я доложу, но «Тили» клиент не захотел по причине их скромного внешнего дизайна.  

 

О различии между «Прологами» — в следующей порции. Но я недаром уже выделил Prologue 2. Он отрабатывает разницу в 20 тысяч рублей, поскольку при необходимости принимает вместо ламп 88 лампы 34, как у своего «младшего брата», а вот обратный ход мне (да и никому еще) не известен.

 

Общение с лампой делает что-то с вашей душой (не люблю это понятие, но пусть…). Вы становитесь тоньше и чувствительнее ко всему, словно клапан какой-то открывается. Вы одновременно возводите барьер между своим пространством и всей этой чухней, что под разным соусом несется из «средств массового зомбирования». Вы по-прежнему – часть Матрицы и играете по правилам Агента Смита, но вы в этом всем уже Нео, а это в корне меняет соотношение сил, притом что Агент Смит не знает, а вы знаете. Я сознательно не прибегаю к «излучающим башням», потому что не считаю Бондарчука искренним. Он, в отличие от Киану Ривза — тоже часть Матрицы, но наверняка без ламп. А лампы, как и благородный домашний интерьер, это словно ваша подводная лодка, только совершенно неуловимая для «охотников» и притом удивительно комфортная, энергетичная.

 

Возможно, в этом состоянии меня лично потянуло открыть и пересмотреть конфу «Возвращение Рюрика» в архиве форумов сайта В.Соловьева. Я увидел, что все мои стихийные ходы там ныне оприходованы слишком уж предприимчивыми полит-форумами. И если первые дискуссии действительно звучали, то их «транзисторные воплощения» как бы лишены трепета. И так во всем в нашей жизни и обществе. Вот еще почему нужна лампа. Это не бегство от реальности и не аудиофильские чудачества «дедов». Это энергетическая независимость вашего «я».               

 

PrimaLuna Prologue 2 и более завершенная дорогая модель Dialogue 2 отличаются от линейки 1 прежде всего лампами выходной (мощной или оконечной) схемы. Это крупные и мощные «баллоны» Genalex KT88. КТ-88 – та самая лампа, которая дала беспрецедентно нейтральный и даже бесхарактерный звук легендарному ламповому бренду Англии – Квод. Однако «Кводы» никогда не отличались аккуратностью монтажа и тем более – роскошью схемы. Лампы в последних «Кводах» посажены демонстративно косо и не внушают доверия, а цена!.. Цена останавливает, словно бетонная стена – авто на краш-тесте. К счастью, теперь с приходом к нам «ПримаЛун» это все позади, и в категорию потенциальных клиентов попадает чуть ли не все (все еще занятое) взрослое население России. «Луны» звучат с даже маленькими колонками так, что семье не грозит раскол, мужу – призыв, ребенку – наркозависимость, дому – сглаз. Нейтральное реалистичное всамделишное звучание КТ-88 у англичан – разумеется, благо и бальзам на нервы, но сочное протяженное динамичное и исключительно демонстративно прозрачное звучание настолько более фантазийно, красиво и волшебно, что вы цепенеете. Это как первое в жизни погружение в прохладное приветливое пенистое море (если вы не тоните), как чашка фирменного мороженного в мадрасском ресторане, как первый выигрыш в карты, как первый косячок забористой… допустим, махорки. Это лишь немного уступает первой любви.

 

Для полноты этих ощущений вам понадобится основательно очищенный (от дум и Думы) личный организм и ваш мозг (фактически, главный инструмент и прибор слухового и чувственного восприятия). Впрочем, открыт и обратный путь – вы подвергаете «ПримаЛуне» неких непростых и трудных людей, и они – ваши, ручные, без Чумаков, Кашпировских и без «Дома-2». Впрочем, дом (интерьер) обязателен. Мы с англичанином Дж.Брукманом из RosBri заканчиваем образцовый «Английский дом», где вскоре всякий благонамеренный клиент сможет отслушать «ПримаЛуну». Пока что – предлагаю мои впечатления.

 

Эффект – в способности лампы лучше организовать сигнал, ведь лампа звучит так, как она и выглядит. Тонкая горящая нить в безвоздушном пространстве под защитой красивой сферы крупной лампы – это изящно и более «достойно кисти Айвазовича», чем транзистор. Ставя туда и сюда Сamel/Moonmadness/Decca-Юниверсал, я только на лампе признаю ценность группы «Кэмел». Лампа дает понять, как группа звучит живьем. Как вам такой ход для оживления ваших кумиров на дешевом отечественном лицензионном CD-релизе? Удивительно, сколько же ценной тонкой информации теряется на транзисторе, сколько ее же есть на CD и еще удивительно и стыдно, что я столько лет защищал транзистор. Однако, еще совет: не забудьте предварительно помыть лицензионный CD жидкостью Ferri под холодной водой.

 

Я теперь знаю, что меня раздражает в «аналитичных» выверенных инсталляциях транзисторных систем-монстров с обработанными помещениями, выделенными линиями, ИБП двойного преобразования и всем прочим. Меня раздражает аналитика – выделение и уточнение тех нюансов, которые транзистор, но не моя чувственность, полагает важными в программе. Лампа и моя чувственность настроены одинаково. Что до транзистора в домашнем театре, то недаром же существуют многоканальные усилители мощности на лампе. PrimaLuna Dialogue, в частности, функционирует как таковой благодаря предусмотренному входу. Впрочем, если пойдет, то мы дождемся от фирмы полного лампового театра.

 

У инженера своя грамота, у меня – своя, гуманитарная. Я объясняю сумасшедшую динамику, выразительность струнных и синтеза, трепет и прозрачность вокала, синфазность и разборчивость сибилянтов «с» и «з» — разностью между маленькими лампами на входе и на выходе. Чем больше их дифференциал (игра сопротивлений), тем выше это все. Инструменты в «Диалогах» и «Прологах» второй серии распластаны между колонками, тогда как в первой (на EL-34) они сгруппированы и более очерчены, объемны. Тут поменьше дифференциал, но зато интереснее лампа… и существенно ниже цена. Также на EL-34 значительно больше и гуще бас. «Эта лампа звучит таинственно и отдает свои тайны с каждым твиком системы», — констатировал еще один фанат и знаток. И то, и другое – благо для ушей, и выбор между КТ-88 и EL-34 превращается в муку.

 

Dialogue 1 и 2 имеют к пушпульному (класс АБ) еще и триодный режим – некий сакрал для консерваторов и до недавнего времени территория большой маржи для иных конъюнктурщиков от индустрии. PrimaLuna дает этот заветный новый уровень прозрачности и трепетности с более высокой мощностью и дешевле конкурентов.  Благодаря умной (проходной, а не замедляющей сигнал!) схеме автоподстройки вольтажа ламп, во все «ПримаЛуны» можно ставить все указанные лампы. В большей мере для этого подготовлена старшая 2-я серия и дорогие «Диалоги». Я еще не добрался до эксперимента, но оснований недоверять голландцам – нет. Кстати, определенная мистика имеет место: французские усилители все же звучат посуше, английские построже, американские попротяженнее, но данные «условные голландцы» — как уже сказано, сочны, вкусны, ультраразборчивы и динамичны. При условии, что вы подобрали низко-омные колонки.

 

Выше я подтвердил фактически все известные тезисы про лампу вообще и про новинку российского рынка, в частности. Почему сегодня ламповый усилитель – это панацея для народа? Потому что:

  1. PrimaLuna беспрецедентно дешева и это Евро, а не Китай в том виде, в каком у нас к нему отношение.
  2. Это сразу целый ряд новых звучаний и твиков в силу пары режимов на моделях Dialogue и эффекта от смены ламп (легендарной копии предположительно китайского или российского производства) на любые иные. Не говоря о замене сетевого кабеля и т.д. Как есть, аппарат не нуждается в данных заменах!
  3. Как полный ламповый усил, PrimaLuna обесценивает любые иные версии, включая гибрид – и весь ноу-нейм.
  4. В обстановке общей нестабильности, ваш дом и интерьер приобретают особую ценность, а на вас возлагается ответственность по созданию наиболее респектабельного и энергетично благодатного дома. PrimaLuna, как никакое иное аудио-видео, способна сделать ваше домашнее пребывание целебным, благотворным. Усилитель – сердце системы. Колонки – хоть полочные. Источник – некий приличный сойдет. Любовь к музыке – приложится. 
  5. Такой ламповый усил включает в организме ассоциации, связанные со стабильным статусом, будь то прошлое вашей семьи или вашей страны. Прошлое идеализируется неизбежно, поскольку оно составляет пласт, в котором вы властны. Если даже не прошлое, то мечты, амбиции и виртуал. Они существуют вне времени и пространства. Они везде, в каждой точке вашего личного пространства и в каждый момент бытия. В этом смысле, PrimaLuna – ваши Звездные Врата. Это ваш Шенген с многократной визой. Как там у Харрисона? You don’t need no passport / you don’t need no visa.

 

Вы еще здесь? Ступайте и разбирайте, пока есть. Дальше будет только дороже, вряд ли – еще лучше. На а кто купил – примите поздравления. Совет конкурирующим дилерам – займитесь-ка доступной акустикой. Она вскоре потребуется всем.     

 

 

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a