Транзистор или лампа? Esoteric или Quad?

Четверг, 30 Июль 2009, 13:07
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 0 комментариев.

Ниже, пусть несколько сумбурно, следует мой выездной репортаж, любезно организованный голландскими журналистами с целью сопоставить недавнюю английскую сенсацию в стереоусилителях со свежей японской. По следам моего журнального теста Quad полугодичной давности.

Амстердам не изменился с тех пор, как я был здесь в 1990 году. Ван Лейвен растолстел, разошелся с нервной подругой и снял апартаменты побольше, так что в этот раз мне не пришлось спать на полу каморки рядом с артефактами сов-эпохи из коллекции Лейвена. Кстати, в виду удорожания жизни в пост-перестроечной Москве, сам голландский музкритик и знаток альтернативы снес атрибутику и хлам к грузинке-таперше, которая все так же перебивается с хлеба на воду в эмигрантском квартале.

Целью эксцентричного вызова меня «в гости» стала, разумеется, не благотворительность – Ван Лейвен считает каждый сожранный «гостем» банан, не говоря о сожженном электричестве и бензине. Инициатор — бывший главный редактор газеты «Het Parool» и «друг Правления АПН», ныне владелец независимого консалтингового бизнеса, а проще говоря – крышеватель поставщиков «предметов роскоши» в Россию. По-прежнему коллекционер английского лампового аудио, он почитал свежую рассылку с моим, в числе прочих, отзывом на новый «Квод», венец творения англичан в усилителях. Ван Лейвен и прежде не разделял «жлобские» вкусы своего экс-босса, ну а теперь завелся с пол-оборота.

Меня «вычислили» и выписали на день, чтобы поучаствовать в дуэли усилителей высшей ступени в Hi-End (по 25 тысячи «грин»): Quad 24/80 против TEAC Esoteric 03/80. Конфигурация: предварительный усилитель плюс два моноблока.

В «панели судей» оказалась лишь одна знакомая морда – старина Стэн Винсент, который после ухода из «Hi-Fi Choice» подвизается в модельном бизнесе, то бишь, теперь продвигает более красивый и востребованный «товар» нежели «железо». Впрочем, процедура знакомства и прослушивания систем прошла столь же независимо, сколь просто и быстро. Каждый из нас имел полчаса наедине с системой и выбор акустики от небольших Wilson до больших Grand Utopia, B&W, MBL, Klipsch Heritage и Dunlavy c охапкой проводов, откуда я выудил самый «неказистый» XLO и самый «матерый» Straight Wire, проигнорировав «петушиных» китайцев. Источником был CD-раритет: «золотой» Kenwood верхней загрузки с традиционным 16-битным ЦАПом раздельной конфигурации на разъемах RCA. Фильтры в условиях Европы – лишнее. Помещение – 60-метровый холл бетонно-стеклянного небоскреба, что устраняло фактор отражений. Предлагался материал из односложной классики и smooth-джаза на незнакомых лейблах, и я предпочел свои диски, на которых тестил Quad.

Итак, пойду по ключевым тезисам недавнего теста, коль скоро он стянул такое внимание «мировой общественности». Цитирую. «Усилитель ставит в комнату живых музыкантов и устраивает сессию, которая раз за разом не утрачивает в первозданности — с первых минут работы, на разном материале, на различном уровне громкости, в практически любой хорошей системе, без акустической обработки комнаты, без кондиционера сетевого питания. О звуке усилителя нельзя сказать ничего вообще. Он – подлинный невидимка в ткани музыки. Теперь-то вы распознаете даже марки студийного оборудования, не говоря о компонентах своей системы. Там, где многоканальное аудио вынуждено расщеплять музыку и снабжать ее реверберацией, данный усилитель спокоен, как удав. Он, не напрягаясь, формирует звуковые образы в присущем им размере, объеме и ауре, а стабильностью планов и азимута цементирует звуковую сцену. Даже если вы не ходок по концертным залам и не можете сравнивать, интуиция сообщит: да, на диске Matthews Southern Comfort позади левой колонки размещается роскошная ударная установка.»

Нынешняя дуэль не отменяет радостных впечатлений — и я по-прежнему предпочитаю стереосистему домашнему театру, даже когда тот звучит в стерео. Но мои восторги теперь более адресованы второму участнику — «Эзотерику». На то и дуэль, чтобы выявить сильного из равных. Если не растекаться лужей, а коротко, то: одна и та же музыка «белеет парусом одиноким» на Quad и «разгорается из искры в пламя» таланта на Esoteric.

Важен и антураж испытания. Да, английская топ-модель (и не она одна) — благословенный «луч света в темном царстве» серой, загаженной и, чего скрывать, недружелюбной «лаборатории» отечественного журнала, погрязшего в мелком интриганстве. Я не имею в виду некий конкретный случай – я, так сказать, вообще… Об этом необязательно громогласно вещать, но мы с вами недаром полагаемся на впечатления из вымытого шампунью «сияющего города на холме», будь то Европа или Америка. Что до Японии, то уже не раз замечено: чужие идеи тут приживаются куда лучше, чем на исторической родине.


Впрочем, в отдании предпочтения продукции TEAC Esoteric не надо быть докой. Поглядите на фото. Все, что я мог выделить у заурядных квадратных «кводовских» трансформаторов и емкостей – это их машинная намотка бескислородным проводом и нешумящая характеристика. Какие мелочи! В «Эзотериках» стоят полностью изолированные круглые экстра-мощные трансы на 1000 вольтампер, плюс вспомогательный и тоже изощренный транс с R-образным сердечником. Емкости – без дураков, дорогого и престижного поставщика Hovland, и вмещают не какие-то 10, а свыше 30 мкФ запасной энергии для мгновенного выбрасывания по требованию динамики программы. Любопытно уложены выходные транзисторы в моноблоках Esoteric: опираются не на один, а два радиатора (вторым служит 10-мм плита!). Толщина шасси – не 5, а 9 мм. Вес блока – не 15, а 31 кг, высота блока мощности – не 15, а 25 см.

Мне могут возразить: Quad – ламповый, а Esoteric 03/80 – транзисторный дизайн. Ниже читатель убедится, что лампа у японцев реализована не хуже и по тем же критериям, что и транзистор. При той же, если не меньшей цене, чем у англичан…

Далее по конструкции C-03/A-80: опоры – особенные, регулируемые и в количестве трех, что оптимально устойчиво при данных пропорциях корпуса. На всех блоках – двойные комплекты разъемов RCA для расширения системы источниками и псевдо-окружающей акустикой (на этот интересный счет мне пришлось в свое время назидать притихших «cвидетелей Иеговы» из числа экспертов журнала Стерео & видео). Сами разъемы, в отличие от Quad – индивидуальные, укрепленные, массивные, что обещает высокую емкость и пониженное сопротивление – в целом, благоприятно для сигнала. Уважаемого инженера Тима де Паравичини пригласили к разработке предварительного Quad-24 еще и как мудрого экономиста. Ставя «максималистскую» схему с высокой перегрузочной способностью входов, он действительно гениально сэкономил на трудоемких разъемах: зачем, если и так все окей? TEAC не афиширует своих самородков только потому, что самурайская этика подчинена цели и идее, и в своем служении не знает разумного предела. Это «жизнь — за императора», и в данном случае «император» – схема. А посему владелец «Квода» так и не узнает, что значит роскошный зажим провода в колоночной медной клемме WBT-0710-Cu.

Звучание обоих образцов дуэли категорически различалось в текстуре партий, особенно – вокала и бас-гитары на пьесе Кейта Эмерсона The Barbarian. Прибыв в Москву, я на следующий день посетил его концерт в Доме Кино в рамках культурного фестиваля «Сотворение мира». Как ни высоко было звуковое давление и аутентично выстроена бас-гитара в акустически корректном зале – пожалуй, из всех испытаний я выделю снова Esoteric, причем интереснее всего звук проецировался колонками B&W 800-й серии с башенкой твитера поверху. Казалось, что B&W и ремастированный «первый ELP» созданы друг для друга. Да и оригинальный состав ELP – не чета нынешнему концертному Emerson Band. В общем, в очередном споре лампы и транзистора я отдаю лавры последнему, коль скоро он грамотно выстроен и заполняет пространство 400 ваттами на 4 Ом, частотами 10 Гц – 100 кГц (с нулевой неравномерностью!) и отношением сигнал/шум в 110 дБ. Эти данные комплекта Esoteric я даже не комментирую.

О да, система такой отдачи – это электростанция. Она рулит. Esoteric практически плевал на замену и переполюсовку проводов (благо, все сетевые штекеры в тесте — 3-контактные, перепутать невозможно!) и прочие пользовательские оплошности, которые, однако, выводили из себя более прихотливый (поскольку английский) Quad. Я помню, как львиную долю времени теста в Стерео & видео я потратил на безошибочное подключение Quad (в том числе, на отсоединение всех других приборов в комнате от сети!), а хватит ли терпения и квалификации у покупателя — это вопрос.

Дальше — снова цитата из тогдашнего теста Quad, которая применительно к калибру Esoteric местами выглядит детской песочницей: «Усилитель не добавляет шипа собственной схемы к звуку даже на максимальной громкости. Тем паче, не добавляет искажений. Сертифицированный по 80 Вт на канал, усилитель легко наполняет чистой пульсирующей мощностью большие 100-ваттные колонки уже на отметке громкости ‘9 часов’. При этом от 8-омных колонок он добивается типичного ‘4-омного’ звука — событийного, прозрачного, выразительного.» Фу! Неужели это написал я полгода назад в Москве? Без комментариев.

На этом месте статьи мне основательно наскучило проведение дальнейших сопоставлений между «принцем и нищим». Я ничуть не стыжусь эпитета «уникальный» по отношению к Quad. Среди соотечественников он таким и остается, тем более, что действительно «счастливо совмещает консервативную массивность, гениальную в своей простоте (вот именно!) схему и ручной монтаж с нынешним точным приборостроением и общей филигранностью исполнения.» Флаг, как говорится, фирме в руки. А я завершу обзор дуэли заключительным эпизодом пребывания в Голландии. Наш друг-меценат посчитал звук лампового комплекта Quad 24/80 менее богатым, но для своей небольшой комнаты и акустики — более прозрачным и эмоциональным. Я согласился – ведь нет ничего глупее, чем ставить, скажем, колонки Grand Utopia в комнату менее 40 кв.м. Но я по-прежнему – за «высокую» раскачку наилучшим усилителем — маленьких колонок типа Wilson Watt Puppy. Здесь я не привожу характерный пассаж из своего теста о расхождениях в уровне громкости по паре моноблоков Quad-80, а ведь они – вершина английской «ламповой мысли». Esoteric A-80 свободен от этой и всех прочих проблем, связанных с лампой.


Ну да ладно. Я не дождался общего вердикта по дуэли, чтобы буквально на минуту проследовать на некую студенческую квартиру-студию, из тех, где прихожая, кухня, спальня и ванная разделены чисто декоративно. Не дав даже чаю (ох, это европейское гостеприимство!), нам включили ламповый «интегральник» Esoteric (кажется, модель A-100) на паре маленьких колонок от задрипанного «сидишника» (прямо как в журнальных «лабах»!). Не знаю, может сыграла психология, но снова – классно, практически то же узнаваемое звучание, что от комплекта 03/A-80 плюс, возможно, углубленная прорисовка деталей по центру сцены и легкий провал (расплющенность) по СЧ. Для читателя сопоставляю оба решения: Quad – это уже прекращенная лампа (типа двойной триод) 6111 и сдвоенная выходная КТ88. Esoteric решен на двух 12AT7 и по четыре 12AU7 и KT88. При этом Quad, исключительно благодаря гению Паравичини, рейтингует свою мощность как 80 Вт, а Esoteric ограничивается консервативными 45 на канал. Quad снимает законные сомнения пользователя, проставляя фантасмагорический ресурс на 6111-ю лампу (ведь купить ее уже негде), а Esoteric дает более категоричную и буквально бесповоротную гарантию: лампы вмонтированы индустриальным методом, и заменены могут быть лишь в сервис-центре. Помимо дополнительной стабильности прохождения сигнала сие устраняет шаткость посадки лампы в панельке. Последний недостаток вновь имел место в одном из тестовых «кводовских» моноблоков, но я уже действительно устал перечислять слабости «Квода» против сильных сторон «Эзотерика».

Чтобы не сомневались, еще раз: хороших и гениальных решений в аудио много, но это не значит, что ваши большие деньги надо потратить на самое пафосное, обставленное лимузинами у входа в салон или промо-проспектами на инсталляционной фирме. Очень часто вы оказываетесь в лохах через полгода – то ли ваш источник информации ненадежен, то ли исторический момент не настал. В моем журнальном тесте Quad были указания на то и другое, просто их надо было видеть. А ожидается ли девальвация усилителей Esoteric? Все прежде сделанные мной обзоры их продукции позволяют твердо сказать – не ожидается. Тем и хороша эта марка. Кстати, она образовалась внутри японской компании TEAC и приняла эстафету европейского и американского аудио в 1953 году – том самом, когда стартовал первый усилитель Quad. И я врагу не пожелаю такого «винтажа» сегодня. Все, хватит ходить по кругу! Я закругляюсь на сегодня.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a