Транзисторное стерео должно знать свое место

Пятница, 14 Август 2009, 20:09
Размещено в рубрике Hi-Fi cтерео и имеет 0 комментариев.

Готовя статью про новый заслуженный бренд в мощной обойме отечественной компании A&T Trade, я вынул из сети собственную недавнюю статью о выборе стерео. Хотя бренд славен прежде всего своими стерео-музыкальными центрами, я с удивлением обнаружил, что недавняя статья в этом смысле уже устарела и к бренду почти неприменима. Из этой статьи я с натяжкой и оговорками (в скобках или послесловиях) могу привести следующее.

Что такое стереосистема? Некоторые называют так мини-систему, музыкальный центр. Но такие комплексы обычно (но не в нашем случае!) маломощны, оснащены маленькими колонками (в нашем случае совершенно не имеет значения!), и у них нет входа для проигрывателя винила (только не в нашем случае). Поэтому настоящая стереосистема включает пару напольных колонок, стереоусилитель, CD и/или «виниловый» проигрыватель. Без FM-тюнера или ресивера (в нашем случае есть и он). Радиостанции не всегда устраивают пользователей выбором ди-джея, рекламой и качеством вещания (не совсем так: теперь есть станция «Мелодия»). Перечисленные компоненты системы — основные, поскольку при желании, с целью улучшить звук или функциональность системы, их можно варьировать. Например — добавить эквалайзер (в нашем случае эквалайзер лишь опрокинет тональный баланс).

По категории цены и качества системы и отдельные компоненты подразделяются на Hi-Fi и Hi-End (в нашем случае вы долго будете ломать голову над классом). Функциональная особенность и признак Hi-End — отсутствие тембральных регулировок на усилителе (здесь они отключаемы!), использование ламп в аналоговых схемах (здесь транзисторы в консервативной апробированной схеме – не уступят), значительно более массивные шасси аппаратов (не волнуйтесь!). Опираясь на собственный опыт, исследования и экспертизу, изготовители полагают, что все эти факторы работают на улучшение качества воспроизведения цифровых или аналоговых носителей (и поэтому в 1996 году они образовали бренд Tangent в Дании!).

Некоторые пользователи пришли к выводу, что стерео превосходит 5.1 по части озвучивания саундтреков. В этом случае источником аудио служит опционный DVD-проигрыватель, подключённый к стереоусилителю по аналоговому 2.0-выходу или по цифровому выходу (лучше — коаксиальному), если усилитель оборудован собственным ЦАПом. Если читатель относится к той же категории пользователей или хочет проверить это наблюдение на своем опыте, то он должен не забыть выбрать 2.0 (PCM) дорожку в меню диска DVD. Что ж, в предлагаемом ниже комплекте Tangent предусмотрены входы на все случаи жизни, даже – Phono, со встроенным корректором для магнитной головки ММ.

Факторы превосходства стереосистемы над 5.1

* Специфические цифровые искажения, известные в физике как джиттер и связанные с передачей данных, на консервативном аналоговом стерео не существуют. Джиттер возникает на цифровом механизме и умножается на каждой стадии передачи и обработки цифровых данных, то есть максимально — в домашнем театре. К чести марки Tangent уместно добавить: джиттер тем меньше, чем выше общий интеллект разработчика.

* Фазовые погрешности и прочие неточности звука, возникавшие в аналоге 70-х вследствие расхождения номиналов деталей, теперь ликвидированы. Расхождения зачастую выражаются в сотой доли процента от общего потенциала системы. Снова уместно поблагодарить датчан за общий интеллект.

* Система 2.0 — это 2 канала, включая и бас. Мы слышим звук двумя ушами, а не пятью или семью. У нас нет отдельного уха для НЧ. Любое 5.1 — 7.1 означает намного больше каналов, то есть отдельных путей, которые затем складываются в общий звук в комнате. Сами изготовители и законодатели многоканального формата признают противоестественность такого принципа и постоянно борются с его утомительными эффектами в восприятии человеческим слухом. Что верно – то верно. Это вечное неразрешимое противоречие между конъюнктурой и реальностью.

Классическое стерео соответствует психологии восприятия звука

* В стерео традиционно доминирует аналог. По сравнению с доцифровой эпохой, нынешняя аналоговая техника обладает более высокими спецификациями. Эти спецификации — предельные. Например, мы не можем услышать информацию за пределами 20 кГц и фон за пределами 90 дБ в соотношении сигнал/шум. Цифровое многоканальное аудио совершенствуется в направлении более высоких спецификаций, которые неощутимы на слух. По той же причине маленькие и хорошие стерео-системки всегда будут симпатичны человеку.

* Только система 2.0 предлагает пользователю свободу выбора между полностью аналоговой ламповой или же транзисторной схемами, между винилом и CD. Виниловый сигнал по своей природе не раскладывается на цифровые аудиоканалы. Лампу нельзя использовать в схеме цифрового предусилителя-процессора. Многоканальные ламповые усилители мощности для домашнего театра не прижились на рынке и получили плохие отзывы. Ну а применительно к Tangent, этот тезис не имеет смысла. Здесь нет сожалений по поводу отсутствия лампы, так как схема реализована исключительно грамотно. Иными словами, лучше отличный транзистор, чем плохая лампа. И лучше отличный 2.0, чем умтомительный 5.1.

* Классическое стерео даёт «плавный» звук, а не «резкий цифровой». Это выражается в виде плавного спада краёв спектра частот на графике АЧХ. Физики признают такую ниспадающую частотную характеристику естественной для человеческого уха. Системы 5.1 — 7.1, включая режимы Dolby Surround (DPL, Neo и т. д.) для обработки аналогового сигнала, несут тыловую информацию. Учёные-акустики единогласно свидетельствуют: она вызывает тревогу и напряжение, утомляя при долговременном прослушивании.

* Стереосистема это — меньше блоков, меньше подключений, настроек и проводов, меньше износа со временем и меньше шансов для морального устаревания. Такие аналоговые форматы как винил не меняются, тогда как алгоритмы и форматы для цифрового аудио изменяются вплоть до полной несовместимости с прежними. Неслучайно обладатели винтажных музцентров выпуска 70-х годов ни за что не расстаются с ними. Их разубедит Tangent – хотя бы наличием CD.

* 2.0 адекватно воспринимается как в «напольном», так и в «полочном» варианте при условии, что вы находитесь в зоне между динамиками. Ресиверы последнего поколения в системе 5.1 настраиваются по микрофону, который определяет сбалансированный звук для одной точки в комнате. Отклонение от неё рушит воображаемую звуковую сцену. Это отмечается в каждом мануале к такому ресиверу… Даю ремарку к прозвучавшему разгрому домашних театров вообще. Огромное число выпущенных концертов и фильмов на DVD, особенно джаз на HD и hi-res, раскрывает важные нюансы только на 5.1. В этом сила индустрии, которая иначе бы не навязала нам домтеатр. Тем более важно выбирать «наименьшее из зол» в виде 5.1. Ответы появляются на данном пространстве сайта.

Принципы подбора стереосистемы

Разработчики бытовой аудиотехники, в отличие от разработчиков аудиотехники студийной, изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук, то есть отражения от стен и прочие факторы (в перечисление и объяснение которых я тут не вступаю). Поэтому покупайте только бытовые модели, даже если повстречаете более привлекательные по дизайну, цене или техническим данным профессионально-студийные аппараты.

Вопрос класса техники при выборе. Скептики, примите на веру: собрать жестоко рассогласованную систему сегодня невозможно, а согласовать прочее можно эмпирически — звуковыми кабелями, поскольку они тоже влияют на звук. В Tangent не нужно и этого. Все уже оптимизировано, хотя компоненты системы являются блочными и при желании могут комбинироваться с любыми аналогичными. Вот только эти эксперименты бессмысленны. Проблема выбора снята, и это благо, ведь проигрыватели CD разных марок кажутся однотипными, но звучат, ведут себя и даже ломаются по-разному. Если недалекий изготовитель вносит в базовую схему оплошности, то Tangent создал в этом плане один из наиболее гармоничных и оптимизированных проигрывателей в мире. Тем самым без ваших усилий соблюден еще один важный аспект: выбор «доверенного» бренда.

Об этой системе

Аудиосистема или, если угодно, центр Tangent Hi-Fi 50 должен обойтись вам значительно в пределах 20 – 30.000 рублей. Как сказано выше, она сочетает проработанную убористую консервативную электрическую схему, честные данные, опять же консервативно развитую коммутацию и широкую сочетаемость, сбалансированный и снова консервативный звук солидного качества, управление с одного пульта. Это практически единственное компактное «готовое решение», которое является здоровой альтернативой взрослому хай-энду.

По компонентам. CD-плеер CDP-50, конечно, воспроизводит CD, CD-R, CD-RW и настолько хорош с аналогового выхода, что не имеет цифрового. Усилитель AMP-50, как и обещается, дает 2×50 Вт на 8 Ом по RMS, что говорит само за себя. Колонки могут быть — хоть отечественная «Радиотехника». Усилитель доставляет частоты от 10Гц до 63кГц с плавной характеристикой +/- 3дБ, то есть «как прописал» блюзовик «Доктор Джон» на своем виниле. Да, есть и консервативные регулировки тембра. 6 входов усилителя включают схему мониторинга записи на кассетную деку, что может раздражать и огорчать лишь апологетов флэшек и интернет-серверов. Да, есть вход для консервативного винила! Винтовые колоночные клеммы усилителя позволяют использование самого жирного аудиокабеля. Все прочее, что вы сами знаете и не можете меня спросить — тоже есть. AM/FM тюнер имеет RDS, диапазоны 87,5-108МГц, то есть (и это единственное сожаление) без УКВ. Зато «Радио Свобода», «ВВС» и «Маяк» доступны на АМ волнах и частотах 522-620кГц.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a