Уживутся волк с овцами, а цифра — с аналогом

Понедельник, 22 Апрель 2013, 14:15
Размещено в рубрике Гаджеты и имеет 0 комментариев.
Rotel RA-1570: когда проклянешь броский аналог…

Rotel RA-1570: когда проклянешь броский аналог…

 

Я никогда не одобрял «закона природы» насчет «выживания сильнейшего» (survival of the fittest), усматривая тут и лукавство (волк как судья в назначении "слабейшей" овцы? что за бред!), и противоречие (ничего в организме овцы не выдает ее как пищу для волка, но все приспособлено для выживания в нормальной среде). В аудио мы были заложниками такой же «борьбы»: надуманного противостояния аналога и мультимедии. Стоит лишь отбросить сам постулат непримиримости, как антагонизм улетучивается. Доказательство — ниже.

Я был не совсем прав относительно «1-минутной переносимости» типичных экспонатов на выставке Мидэкспо в Москве – единственного регулярного массового мероприятия такого рода в РФ. С удивлением обнаружил целую секту неимущих аудиофилов и просто примазавшихся, которая (секта) весь год готовится, изучая текущие новинки и технологии, чтоб в святой день (день выставки) причаститься – отсидеть на каждой экспозиции. Весь следующий год члены секты самозабвенно и довольно мерзко обсуждают впечатления «святого дня» в своих сектантских форумах. Они не покупают и не слушают дома, в естественной обстановке. Денег таких не имеют. Они живут, как бомж на вокзале – случайным прослушиванием несвоих систем на чужом ивенте.

Пусть бы мы имели под боком эту секту и много прочих олухов царя небесного – но мы имеем только исключительно их, поскольку прочее адекватное скомпрометировано и вытеснено мафией. Если это капитализм и порядок, то я – иранский принц Пехлеви.

Напомню в этой связи критерии хай-энд или хай-фай аудио. Тем более, что эти вопросы текут ко мне рекой, хотя сколько лет уже пропагандирую… Хай-энд это звучание, которое ощутимо мощное, раскованное и достаточно раскатистое по ауре, в меру сухое, в меру протянутое по АЧХ и не особо задавленное по гармоникам (так называемое линейное). А пуще всего и проще говоря, это отпечаток на музыке всех ее составляющих: манеры музыкантов, техники и обстоятельств записи, рекорд лейбла и, конечно, бренда вашей системы воспроизведения. Половина восторга тут приходится именно на долю системы. Вы видите дизайн и понимаете окрас вашей техники. В свою очередь, вы или ваш доверенный «доктор» (инсталлятор) внесли свою ощутимую лепту в формирование этого окраса через твик (настройку).

Знаю, есть много «лишенцев» и минималистов, выхолащивающих  звук системы. И далее по всему «спектру сумасшествия» вплоть до оглохших строителей систем-монстров и систем-уродцев, которые на всей музыке напоминают форсаж самолета. Каждая персона в этом «списке Шиндлера» бьет себя в грудь – мол, я прав! На этой «войне недоразумений» цветут все эти экспертные СМИ, авторитетные конкурсные жюри, панели слухачей, объективно-субъективные тесты и прочие само-провозглашенные жрецы аудио.

Поскольку базовая физика неизменна десятилетиями, то никаких откровений «компетентные» горе-эксперты не вещают. Им остается лишь бесконечно перемалывать постулаты в своих высокомерных и при этом вульгарных «постах», понося или игнорируя истину. Музыканты тоже не судьи хай-энду. Дирижер Горенштейн и джаз-критик Баташев (охраняемые Википедией!) принимали за живье обычный CD и простую магнитолу за занавеской. Но не все так уж безнадежно для аудиофила!..

Соседство аналога с цифрой (теперь и с мультимедией) напрягает музыку, обостряет и оголяет звук, который принято называть холодным, проваленным по СЧ и вздернутым по ВЧ. Подчеркну, что цифровое аудио таково по своей природе, поскольку код лишь обозначает вехи, а не пишет музыку как есть. Это одна из причин нынешнего удорожания винила, включая (сохранившийся!) винтаж. Есть разные меры «утепления» и возвращения вкусных гармоник в современный бесчеловечный звук. Разумеется, эти протезы не чета оригиналу, но человек (разработчик и домашний настройщик) может драматически их сблизить.

К счастью или сожалению, рецепты и приемы такого «сближения» слишком долго описывать – как и многим в жизни (кулинария, спорт, вождение, графоманство), ими лучше просто владеть. Основные аналоговые приемы я уже имел честь не раз приводить на этих страницах. Но я и ныне открываю для себя все более новые их комбинации. Одно из последних открытий, которое может пригодиться в настройке ваших усилителей: дозирование СЧ/ВЧ на колонках. Проблема современных колонок с большим (от 20 см) басовиком – в акценте мерзкой «густой» низкой частоты в районе 30 Гц. Колонки с парой 8-см басовиков грешат гулким басом (район 500 Гц). И то и другое умудряется играть жестко, утомительно. Виновник или провокатор этих «искажений поневоле» — задранный уровень отдачи ВЧ динамика и нередко гнусавый тон СЧ. Эквалайзер или регуляторы на колонке могут прибрать уровень ВЧ до субъективно приятой «хрустальной середины».

Что до СЧ динамика, то виновна современная конструкция фильтров на колонках. Гнусавый СЧ не захочешь усиливать, выбирая худшее из зол – лишенческий «чистый» звук практически без СЧ. Гнусь – эффект многих нынешних фильтров. Физически безупречно «линейные» (симметричные, низко-омные, быстрые и прочая, и прочая), эти фильтры беспощадно изымают стихийный спонтанный атональный элемент из музыки, которая именно суть нелинейна. Для таких фильтров и такой акустики нужны либо «исправляющие» архи винтажные, либо – напротив, «понимающие» – ультра современные усилители. Выбор за вами, а наиболее свежий пример последнего приведен ниже.      

В отличие от предшественниц (моделей 1082, 12 и др.) – Rotel RA-1570 не компенсирует и не поправляет цифровые схемы аналогом. Он выстроен как цифровой пред плюс аналоговый мощник. Я честно углублялся в физические выкладки конструкции, чуть не потонул в формулах и вынырнул на свежий воздух с облегчением: оставьте формулы форумчанам iXBT, которые продолжают слушать ущербный звук. Нечто иное, чем формулы, руководило разработчиками Rotel. Они пользовались модулями и интуицией, придерживаясь лишь логики развития брендового звучания Rotel. Каково оно, это звучание?

Я его описывал не раз, и – как имеет место с аналогичным CD-плеером этого поколения – оно на этот раз еще более выдвинуто и прорисовано по глубине, избавлено от малейшей «граненной» рельефности и неприметно по транзиентным (переходным между образами) частотам. Последнее крайне важно, поскольку где-то тут задан и баланс «тепло/холод». Если прежде в этом аспекте у этой марки ощущались «аналоговые усилия» по обузданию цифрового звука – то ныне трудно вообще на этом аспекте сфокусировать внимание. Транзиенты не проявляют себя – настолько образы и сцена натуральны.

Пишу – и сомневаюсь, дойдет ли до читателя. Но иного не дано. Иное – если только через метафоры, издревле принятые в экспертной журналистике. Метафоры метафорам – рознь, и я придерживаюсь клссических, из арсенала почившего американского журнала Stereo Review. Усилитель звучит с современными колонками (рекомендую родственный бренд  B&W с «башенками») особо эффектно на эстрадном вокале типа Фрэнк Синатра, Пэт Бун, Джерри Ли Льюис. Я особенно оценил аудиофильскую запись позднего периода Джерри Ли на лейбле Electra. Его хай-рез (ха!) закачки и винил (через встроенный фонокорректор и через выносной PS Audio аналогичной монументальной архитектуры) проявили уникальную сцену. Оркестр сидит полусферой, вокал как бы липнет к нему (оркестру) и вместе с тем составляет гигантское яйцо, обращенное концом к вашим глазам. В этом смысле аура ненавязчиво присутствует лишь позади этой группы как практически бесконечное пространство сцены. Можно и предметнее сказать: ревербераций здесь – минимум.

Я бы сказал, что мультимедийный источник на Джерри Ли проявил меньше замыленности и верхнечастотной компрессии, чем я ожидал. Мультимедия недотягивала до физносителей в смысле непосредственного прозрачного звучания последних, но разработчик смог убедить, что непрозрачный густоватый низ это достоинство записи, поскольку низ вальяжен и охватывает весь спектр, а не избранную треклятую низкую ноту.

На молодежном роке а-ля Coldplay этот усилитель рекомендуется с колонками DALI Epicon – их ленточный супертвитер работает на холодноватый звук холодной музыки, поскольку твитер намеренно создан для рельефности высоко-октавных партий. На выставке эти DALI грандиозно отзвучали с маркой Luxman, близкой по идеологии к  Rotel.

Откуда мои впечатления? Не надуманы ли они? Ответ – все там же, в факте исключительно массивного источника питания на этом усилителе. Как ни в одной другой марке, транс и конденсаторы перевешивают все прочее в схеме даже визуально. Не удивительно, что мультимедийные преобразователи здесь облагораживаются и заряжаются энергией нормальной музыкальной сцены. Конденсаторы исключительно быстры в перегонке этой энергии без малейшего остатка. «Отпечаток» прошедшего сигнала на нынешний и следующий – просто не существует. В этом у усилителя сильное преимущество перед винтажом и перед его новодельными клонами: те ищут в медленных консервативных конденсаторах искусственное утепление сигнала. Данная же схема распахнута навстречу любым вызовам, будь то недовыстроенные цифровые данные или же несовершенный носитель. Для меня признаки столь серьезного качества – в наличии XLR-входов. XLR – это не только хай-эндные источники, но и студийные (более грубые и неприятно эквализованные). Бренды похуже любят монтировать у себя XLR без нужды как притязание на статус, но данной марке нет нужды доказывать свой калибр, она давно уже доказала.           

Это на моей памяти единственный покамест полный усилитель с набором входов от Phono MM до USB и с бортовым ЦАПом 24-бит/192 кГц. Его бортовая электростанция (трансформатор, кондеры и прочая схема питания) заявляют почти 10-кратную (!) способность по перегрузке номинальной чувствительности входов при скромных данных по  мощности в классе AB: 2×120 Вт. Это практически означает, что усилитель не пытается форсировать «требовательные» партии и кадансы музыки. Он их легко переправляет в пространство комнаты, снабжая сцену собственным «брендовым» характером. Кстати, разрыв цепи на задней панели – такой же показатель калибра, как и разъем XLR. В принципе, в этот разрыв ставится внешний эквалайзер (скажем, параметрический для выбора лучшей центральной частоты для вашего СЧ динамика!), но честно говоря, я б не стал ущемлять замечательную динамику усилителя добавленной схемой эквалайзера.

Вот все мои частные впечатления и рекомендации вообще… А заключить обзор я хотел бы пояснением о своей работе и статусе. Здесь не библия для разработчиков как Бабайцев и технарей с iXBT. Здесь не цирк для троллей, чьим «ржунимагу» цена рублей 50 из кассы их мафиози-хозяина. Здесь увы и не истина в последней инстанции, так как автор стеснен в работе. Однако совершенно определенно здесь – лучший и куда более верный гид покупателя и пользователя, чем у хайпированных горе-конкурентов.

Недавно на Воскресном Вечере с В.Соловьевым была высокопоставленная персона, и она изрекала непререкаемые прописные истины вроде «что видно глазу – то и есть на деле». Не могу не провести параллель с положением в хай-энде и его маркетинге. Сплошь я рядом тут подтверждается иная истина: «не верь глазам своим» или «за фасадом кроется больше, чем на первый взгляд». Ну а уж чего там «больше» — отдельный вопрос. Когда будете судить усилитель лишь по его внешнему строгому тевтонскому фасаду… или по рисованным графикам «тестов» – вспомните эту статью.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a