Выбираем муз-проигрыватель всех времен

Четверг, 30 Июль 2009, 13:48
Размещено в рубрике Hi-end аудио и имеет 2 коммент..

Как писала газета Правда , диски записываются и воспроизводятся неправильно, все их спецификации ложные, а правильный ЦАП или декодер лежит там, где пересекаются теории Найквиста, Котельникова и В.Николаенко. Более предметная статья последнего, отягощенная формулами, похоже, затерялась в недрах www.cyberstyle.ru. Я пока даю ссылку на официальную версию моей собственной статьи — практического руководства для покупателя хорошего цифрового музпроигрывателя. Нередактированная версия для армии моих поклонников (The Yelbaev Army) — здесь. Большой привет СМИ, которые свято верны собственной корпоративной тупости и отказались покупать у меня статью, чтобы взять ее из нета и переврать, как пираты — служебные аннтонации дисков. Вторичные идеи таких СМИ рекомендуются для лоха и мазохиста. Все ответы нормальным языком для людей вменяемых — здесь и на cyberstyle.ru.

Как ни странно, сегодня выбор «вашего» проигрывателя сделать сложнее, чем прежде. Рынок завален дешевыми универсальными DVD-проигрывателями, которые многим искренне воспринимаются как адекватная замена «специализированному» CD аудио. Некоторые, но не все экземпляры, такими и являются. Как же распознать «музыкальный» аппарат среди массы безликих «универсалов»? Есть такие признаки.

Следует различать универсальный и мультиформатный проигрыватели: первый совместим с высоко-компрессионными и компромиссными форматами, включая МР3, а второй — с форматами высокого разрешения или hi-res — DVD-A и SACD плюс новые форматы HD DVD и Blu Ray Disc. Если первые располагают упрощенной схемой для всех совместимых форматов и дают усредненный звук с любого из них, то второй тип призван как раз реализовать характерный звук формата через оптимальный отдельный и скуруплуезно выстроенный электрический тракт. Не факт, что то и другое непременно имеет место. Поэтому большинство пользователей, даже сведущих, становятся жертвами маркетинговых ходов и «судят о книге по ее обложке», а об аппарате — по сопровождающим надписям. Магически действует надпись HDCD, в частности. К сожалению, она подкреплена соответсвующим декодером лишь на аппаратах высокой цены. Бесплатный сыр — всегда в мышеловке.

Мы подчеркиваем, что в данном контексте приоритетом является звук, а не видео. Многие завзятые юзеры флэшплееров и сторонники вместительных недорогих МР3 дисков сегодня «просыпаются» к более информативному и богатому звучанию музыки. Они начинают осознавать неадекватность озвучивания таких носителей и средств через большую напольную систему. Сопоставив некий 50-долларовый универсльный проигрыватель DVD или компьютерный привод со звучанием 20-килограммовой модели хай-энд-проигрывателя CD, они еще более убеждаются в нецелесообразности «дешевить» и экономить на музыке. Если такое «соревнование» поставлено честно и слушатель внутренне «открыт», то другого исхода не бывает. Сдерживающим фактором может служить лишь цена на hi-fi аудио, но при среднем заработке молодого человека в 1000 у.е. — это не вопрос.

Почему же все же не МР3? Ведь это так стильно и удобно! Как говорит студенческая мудрость, лучше есть торт вдвоем, чем дерьмо в одиночку. Или — дело не в объемах музыки, а в ее воздействии. Ахиллесова пята компрессионного аудио — в его зауженном частотном диапазоне порядка 100-8.000 Гц и бедной динамике не выше 30 дБ. Данные по искажежниям замалчиваются, поскольку ужасающи. Здесь по определению возможно условно воспроизвести и опознать лишь «основные» и общие инструменты и партии. По аналогии с видео, это равносильно разрешению в 600 цветов вместо 16 милллионов.

Серьезному меломану сделать свой выбор стало сегодня проще в том плане, что практически отпали, более не пополняются новинками форматы DVD-A и SACD. Это, а также несовместимость нынешних DVD-проигрывателей с HD-форматами, сильно скомпрометировало всю категорию. Сегодня нет доверия штампованным ЦАП 96 или 192 кГц/24 бит. Они должны располагать иным паспортом качества — заявленной особой архитектурой.

Какой формат — ваш?

В какой-то мере к такой архитектуре ЦАП (или декодера) располагал формат SACD. Там для работы с потоком данных типа DSD требовались схемы формирования шума и аналогового фильтра для шумов квантования данных выше 100 kHz. Эти схемы можно было реализовать очень дорого (факт — в первых моделях Sony), но и крайне недобросовестно, путем сэмплирования частот в PCM, как у CD и DVD. Практически любой SACD/CD проигрыватель на рынке ценой ниже 700 у.е. обманывает потребителя в этом плане, озвучивая DSD неотличимо от PCM. На деле звук SACD значительно протяженнее и богаче, чем даже у саундтреков DVD.

DVD-A, хоть и работало с PCM данными, но тоже предполагало иной и очень дорогой тип фильтра, схожий с устройстом уха. Он известен как фильтр Brick Wall, поскольку действительно формирует «кирпичи» (слова «длинной» в 16-24 бит) и «выкладывает» из них музыку на разных частотах квантования: 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц. Теоретически, такая стереодорожка превосходнее той, что на CD, но опять в погоне за ценой ниже 400 у.е. изготовители наплодили «совместимых» проигрывателей равноценного звучания по DVD-A и по СD слоям. Их ЦАП — это штампованный модуль, который имеет обыкновение «глючить» и не подлежит ремонту. Его дешевую конструкцию выдает его же скупое описание... и цена.

Надо сразу развеять миф относительно пресловутых 24 бит, которые вам заявляет каждая панель 50-долларового аппарата. Речь идет здесь вовсе не о «кирпичах» такой длинны, а скорее о «цементе», который к ним прилеплен и который обсыпется и утрамбуется при «кладке». То есть «экстра» биты сверх нормы при конвертации данных добавляются с целью как-то уменьшить потери «ценных» информативных битов во время обработки их алгоритмами и фильтрами. Измерения в лаборатории показывают, что реальная разрядность большинства проигрывателей на рынке до сих пор не превышала 11-16 бит. За реальные биты надо платить. Снятый с производства проигрыватель Cary Audio CD 303 обладал функцией повышения разрешения в схеме DSP путем пользовательского выбора частоты апсэмплинга и уплотнения «слов» с 16 до 24 бит.

Стерео — да!

5.1, 7.1, 8.1 — соответствующие декодеры и DSP-процессоры цифровых эффектов утратили былую магию, по крайней мере — в отношении музыки. PCM cтерео как-то удобнее да и лишено (цифровой или аналоговой) компрессии. Каналами окружения наигрались, их надоело выстраивать и совмещать для достижения «бесшовного» реалистичного звучания партий в пространстве.

По той же психологической причине упал спрос на мультимедийные домашние театры, даже если те заявляют массу функций и вроде бы качественные «цифровые слова» длиной до 32 бит с динамикой свыше 100 дБ. Целый ряд поставщиков сегодня предлагают звуковые карты внушительной архитектуры: 4 поканальных 24-битных ЦАП, грамотно обставленные оверсэмплингом (передискретизацией данных) и последующими фильтрами интерполированных данных.

Разочарование коренится в «немузыкальности» мультимедийного формата как такового. Здесь слишком много схем, генерирующих шумы. Для работы в таком «неблагоприятном» окружении для ПК-театра разработаны собственные программы и декодеры: NSP (Native Sound Processing) и другие. При ближнем рассмотрении ЦАП оказывается побитовым, типа sigma delta, что означает 1-битный поток, а вовсе не 24-битную «кирпичную кладку» из слов. По этой причине, кстати, DVD-A корректно не реализуем в мультимедийном домашнем театре на базе ПК. Стерео-музыка? Применительно к ПК, сегодня можно всерьез рассматривать лишь «приводы-писалки» как Pleхtor — для более музыкального воспроизведения «болванок» на hi-fi-классе проигрывателей.

Некоторые пользователи-меломаны пробовали «переходить» на DVD-видео, выключая изображение и слушая диски, как CD. Не получилось. Стереодорожка PCM на таких дисках часто проигрывает Dolby Digital и DTS, а те очень неестественно и грубо звучат в отрыве от изображения. Оказывается, что CD нет альтернативы. Изготовители CD и студии записи учли всю критику в адрес этого носителя и ныне очень грамотно применяют оцифровку исходного аналогового материала, будь то живое исполнение, многоканальное сведение наигранных партий в цифре или же ремастированные музархивы. Для их идеального воспроизведения нужно, чтобы процесс «распаковки» данных был идентичен «упаковке». Насколько это реально и какой проигрыатель здесь нужен?

Музыкальная зависимость

Если вы слушаете преимущественно диски выпуска 80-х / 90-х годов, то скорее всего они были записаны с оверсэмплингом цифровых данных. Что это значит? Аналоговый сигнал квантуется на все более высоких частотах, расширяя поток данных еще на один бит и улучшая соотношение сигнала и шума примерно по 6 дБ на один оверсэмплинг. После ЦАП в вашем проигрывателе должен применяться фильтр сложной архитектуры, гибридный (цифровой + аналоговый) крутого среза после 20kHz со спадом 100dB на 22kHz. Слышимый эффект от работы такого фильтра — несколько грубое, агрессивное и рельефное по образности звучание. Недостаток, который скомпрометировал оверсэмлинг — некорректное восстановление фазовой формы исходного сигнала. Транзиентная информация, характеризующая взаимодействие партий и инструментов в исполнении, здесь представала крайне неубедительно, утомительно. Парадокс, но сегодня диски, записанные в такой манере, пользуются спросом у знатоков и особенно — у обладателей подобных проигрывателей CD. Консервативные инженеры с Юга России на одной из выставок показали «ретро-экспериментальный» ЦАП с гальванической развязкой элементов, который занял обеденный стол. По их мнению, музыка должна быть немного «грязной» и грубой.

Если однако вы цените современные технологии и исключительно аккуратный, точный, протяженный по частотам звук нынешних CD, то вам необходимо выбирать модель проигрывателя последних выпусков с соответствующей маркировкой ЦАП и ценой выше 200 у.е. По хорошему, «универсалы» начинаются от 700 у.е. Здесь сразу же применяется исключительно высокая частота квантования или сэмплирования данных 176.4kHz, без необходимости передискретизировать и сильно фильтровать. Пойдя на превышение критериев CD по так называемой «Красной книге», изготовители и студии обеспечили сигналу путь за пределы 22 кГц с последующим плавным спадом и идеально восстановленной фазой сигнала. На слух — чисто, приятно, убедительно и вполне «аудиофильски». Фильтр в ЦАП такого проигрывателя — простейший и зачастую согласован с DSP-процессором. Конечно, на лбу у него этого не написано...

Как сказано, универсальные проигрыватели компромиссной схемотехники выдает именно их низкая цена. Относительная простота технологии спровоцировала многих изготовителей на штамповку недорогих, мелко, хотя и чисто, звучащих «универсалов». Зачастую одна и та же схема здесь занимается распаковкой HDCD, особой и щепетильной технологии записи CD авторства компании Pacific Microsonics.

Технология апсэмплинга в проигрывателях открыла путь новым улучшениям — в этом ее прогрессивная роль. Будучи симметричным по конструкции, здешний цифровой фильтр FIR (finite impulse response) подсказал инженерам идею — создать абсолютно симметричный (балансный, XLR) тракт для аудиосигнала. Балансный принцип давно реализован в стерео-усилителях студийных и хай-эндных. Он заключается в том, что левый и правый канал «раскладывается» на положительный (+) и отрацательный (-) составляющие, которые передаются раздельно на выходной каскад усилителя. Земля выводится отдельно, третим контактом в проводе или в разъеме. Как и гласит принцип «разделяй и властвуй», в этом случае резко улучшаются все аспекты передачи и самого звучания.

В CD-проигрывателях XLR-выход существует давно, но носил до сих пор неполноценный характер. Корректной реализации мешал грубый оверсэмплинг данных, мощная фильтрация которого «убивала» аккуратность XLR. Ну а представить себе все 6 линейных выходов с каналов DVD-проигрывателя в виде XLR вообще невозможно. Слишком громоздко.

XLR — это выход!

И вот возврат к стереомузыке дал стимул к созданию нового поколения проигрывателей-универсалов и мультиформатников. Их ЦАП представляет собой балансную или дифференциальную схему, которая работает с цифровым потоком раздельно по положительной и отрицательной составляющим на частоте апсэмплнга 192 кГц с реальной аккуратностью 24 бит. В отличие от дифференциальных ЦАП прошлых лет, здесь разделение сохраняется на протяжении всей конвертации, которая к тому же осуществляется поэтапно несколькими чипами, а не одной универсальной китайской «микрухой» по звуку, видео и управлению. Результат — богатейшее звучание CD, указывающее или очень близкое к 24-битной реальной разрядности, хотя более точные замеры еще предстоит сделать.

Довольно дорогая пока что новинка от канадской фирмы Classe CDP-502CD любопытна еще одной новацией, распространение которой надо ожидать в ближайшее время. Вместо уже поднадоевших схем Burr Brown и Cirrus Logic здесь поставлены ЦАП и фильтры CPLD (Complex Programmable Logic Device), они не нуждается в реклокинге (уточнении синхронизации). Апсэмплнг, пожалуй впервые, здесь совмещен с оверсэмплингом — очевидно, для пущей точности, длинны и плотности «бит-слов».

Касательно синхронизации — не обойтись без исторической справки. Синхронизация вошла в моду после активного муссирования проблемы джиттера в проигрывателях. Джиттер — временная ошибка квантования данных. Например, при оцифровке сигнала в студии или при воспроизведении на проигрывателе механизм квантования может слегка запаздыыать или ускоряться. В этом виноват Master Clock (в народе: «часы»), который регламентирует работу цифровых схем. Результат — сдвинутый график звуковой волны, проявляющийся специфическим и неприятным эффектом на громних и звонких звуках. Долгое время считалось, что все проигрыватели, все цифровые аудиозаписи и устройства страдают неизлечимым стихийным джиттером. Этим по сей день пользуются инженеры, монтирующие собственные платы «идеальных часов» на проигрыватели юзеров. Известны кустарные платы стоимостью 1000 у.е. На самом деле, у весьма аккуратного Master Clock не больше шансов поправить звук вашего проигрывателя, чем у самого дешевого и капризного. Идеал рождается в случае асинхронности его показаний по отношению к ошибке оригинала при записи программы. А это — как рулетка. Значительно эффективнее — сначала расширить спектр частот и улучшить соотношение сигнала и шума на проигрывателе. В этом случае джиттер «растягивается» по фронту и «проседает» в расширенной динамике. Его потом можно «брать голыми руками» — или почти так. Если в схеме на плате вашего аппарата вы заметили чип с маркировкой AD1896 фирмы Analog Devices, то значит, именно таким образом побеждена пресловутая ошибка в вашем конкретном случае. Радуйтесь. Всем остальным настоятельно рекомендуется сменить аппарат на проигрыватель нового поколения.

Музыку нельзя описать?

Как звучат CD на новых проигрывателях именно с выхода XLR? На критической частоте 1 кГц искажения (КНИ или THD) — ниже отметки 0,00113%. Интермодуляционные искажения на столь же критической частоте 10 кГц — неизмеримо низки. Для сравнения: ламповые усилители класса Hi-End имеют 1% КНИ.

Более важен факт натурального выпирания средних частот за счет органичного и мягкого спада краев спектра — полнокровный эмоциональный звук с эффектом «присутствия» на стерео. Более желанный, чем типично жесткий и утомительный звук 5.1-театра. Спад начинается уже с 4 кГц, достигая 1 дБ на 20 кГц. Если прежде по звуку цифровые проигрыватели хвастали неравномерностью 0 дБ на всей полосе частот 20 Гц — 20 kГц, то теперь восприятие «правильной» музыки изменилось, и фирмам не стыдно вносить естественную для уха неравномерность. В модели Classe она составила порядка ± 1 dB, а на полосе до 22 кГц — значительно больше. Благодаря раздельной обработке составляющих сигнала, фаза исключительно линейна, что проявляется в абсолютном совпадении формы графика на моно программе по правому и левому каналам. Ухо в этом случае воспринимает исполнителей крупно, весомо, по центру между колонками, и впечатление сохраняется при отклонении слушателя от оси излучения. Более аналитичное прослушивание дает повод толковать планы в расположении музыкантов (ближе-дальше от микрофона), что зачастую намеренно создается инженером микса на записи.

Резюме

Многоканальное аудио сегодня четко связывается с фильмами, видео, домашним театром, грядущими HD-форматами. Аудиомузыка обособилась в стерео и практически сведена к одному качественному носителю: CD (либо CD-R/W). В категории проигрывателей усилено размежевание на видео-приоритетные и аудио-бескомпромиссные. К последним относятся CD-проигрыватели ценой выше 200 у.е. и мультиформатные от 700 у.е. Те и другие могут иметь или не иметь совместимости с HDCD, но обеспечивают его не менее качественное воспроизведение в виде CD. Мультиформатные аудиофильские модели, дающие совместимость с HD, пока еще неизвестны. Совместимость, как правило, распространяется на DVD-A по отдельной схеме декодера и крайне редко — на SACD. Универсальные проигрыватели, которые бы отыгрывали CD не хуже специализированных, встречаются чаще. Они, как правило, оснащены дифференциальным ЦАП и узнаются по наличию XLR разъемов для подключения по аналоговому стерео аудио выходу на усилитель мощности класса Hi-End.

Преобразовать балансный сигнал в простой сигнал для разъемов RCA невозможно. Как компромисс, для подключения такого проигрывателя к XLR-необорудованному усилителю или ресиверу можно использовать дублирующие RCA-выходы. Также технически возможно, но аудиофильски необоснованно, снимать звук с такого проигрывателя через HDMI или иной цифровой выход, поскольку в этом случае нарушается концепция полностью балансного аудио. Кроме того, выходы XLR всегда обставляются специальными операционными предусилителями, которые обогащают и гомогенизируют музыкальный сигнал с проигрывателя на усилитель.

Тем самым, пользователь, стремящийся извлечь максимум музыкального качества, должен пользоваться балансным аналоговым выходом и во всяком случае приобретать проигрыватель, оснащенный дифференциальным балансным (симметричным) ЦАП.

Приоритеты воспроизведения музыки по аналогу не умаляют качества такого универсального проигрывателя по изображению или по цифровому многоканальному аудио. Такой проигрыватель, как правило, оптимально вырабатывает все совместимые компрессионные форматы, включая DVD-Audio/DualDisc, MP3, WMA и AAC кодированные диски, Video-CD, S-VCD и JPEG.

Эффект по аудио музыке зависит от всей системы воспроизведения. Скажем, в подключении на динамики плазменного телевизора такой проигрыватель нерентабелен. Он и МР3 плеер будут восприняты равноценно. Качество начнет сказываться на средней hi-fi-системе. Для владельцев таких систем — или лучше, предназначено это руководство.

Вы можете оставить комментарий на заметку.

2 коммент. к “Выбираем муз-проигрыватель всех времен”

  1. настя пишет: Среда, 30 Сентябрь 2009, 19:34

    прикольно

  2. Владимир пишет: Пятница, 15 Июль 2011, 16:59

    А пару-тройку примеров (кроме канадцев за 7000 грин ) привети слабо?

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a