Я не есть елбаев аудиомагазина

Вторник, 5 Январь 2016, 3:08
Размещено в рубрике К моему народу и имеет 0 комментариев.

- Как здорово все ж, один клик - и столько дезионформации!

- Как здорово все ж, один клик - и столько дезионформации!

Вот те на! В сети нарыл статью — свою авторскую колонку по просьбе АудиоМагазина — годичной давности. Она ахинея. Неужели это я писал? Нет, конечно. Отправил вопросительное неругательное письмо Аветиняну, хотя тот предупредил, что журнал закрыт, то есть ушел в онлайн. Ответа не получил, а читателю предлагаю именно версию изначальную авторскую, до редактуры АМ-овцами. Я не огорчен, поскольку мне льстит, что даже на последнем вздохе и уже без зарплат, АМ-овцы нашли силы, чтоб попробовать свалить-таки авторитетище Елбаева. А статейка важна, поскольку урезонивает перманентного покупателя хай-фая остановиться вовремя, пока деньги целы. Покупайте Елбаевское на авито — будет больше толку. Подумать — 150 р за дезу бумажного журнала можно потратить у меня на комплект болтов для монтажа головки проигрывателя. Итак, статья как она задумывалась.

Моя музыка: ни с кем не соревнуюсь

Никому не интересно повторение прописных истин, и одна из них – «аудиофил пробует разную интересную технику и имеет обширную фонотеку». Отсюда следует другая «истина» — аудиофилия соревновательна. Но дело обстоит не обязательно так.  Соревнование возникло, когда оно стало коммерчески прибыльным. И соревнование – в принципе и к сожалению, источник дурного настроения. Без него можно и обойтись.
Заглянем в эпоху «досоревновательную», аудиофильски позитивную. Патефоны и граммофоны в свое время полагались весьма реалистичными воспроизведениями звука. Если бы записать и тогда прокрутить ритуальные барабаны, которые в 90-х  Panasonic многозначительно демонстрировал на своей уникальной референсной системе – событие несомненно бы ознаменовалось столь же восторженными откликами специалистов-акустиков. Стерео и хай-фай не могли вполне родиться в 30-е годы поскольку такого звука, такой музыки не существовало вокруг. Зритель всегда воспринимал артиста (даже хоры и симфонические оркестры) лицом к лицу, когда «лица не увидать». Солист в составе свинга всегда прорезал или заглушал сопровождение, и слушать нюансы в совокупности даже не возникало и в мыслях. Даже без микрофона, любая партия или вокал были самодостаточны в пределах основного слышимого диапазона до 5 кГц – а куда больше? Такой «реализм» вдохновлял и дизайнеров, и множащихся филофонистов, поэтому тогдашние артефакты удивляют красотой сегодня не меньше, чем олдтаймеры-авто.
Несомненно и то, что ежели бы доставить на необитаемый остров некоего нового робинзона и патефон, то уже на следующий день наряду с голодом физическим тот утолял бы и голод эстетический. Мы легко приспосабливаемся к обстоятельствам, учась ценить, что имеем, это в нас природное. Индустрия, ее агитпроп прошибают наше комфортное бытие, чтобы поселить туда неуверенность, корысть, зависть, иллюзию. Ибо призрачна вера в «аппарат вашей мечты», на котором вы точно успокоитесь. Такого аппарата не может быть уже поскольку лозунг индустрии – наиболее частая сменяемость и текучесть моды, трендов, форматов, конъюнктуры.
В системе аудио главный элемент – владелец. На него работает индустрия. Почему-то сразу чувствуешь фальш построения в доме, где инсталлирована (явно не хозяйской рукой, что называется, без царя в голове) дорогущая система. Как бы ни интересовался инсталлятор вкусом заказчика, он не заменит его личность в настройке системы. Зависть и жгучее желание может вызывать музыка (реже — кино), которая резонирует в такт с обитателями дома.  Два моих друга, один – светило в американской медицине, второй крутится в отечественном бизнесе, чуть ли не купаются в любимой классике и блюза, не испытывая преклонения перед системой, а просто эксплуатируя ее. Они есть безотчетные аудиофилы, и глядя на них, невольно присматриваешься к системе больше, чем к иной престижной, заказной и инсталлированной. Разумеется, оба обеспечены и самодостаточны, физически здоровы, в жизни реализованы, то есть счастливы. Без всего этого тоже нет полноценного аудиофила.
Пути аудиофила неисповедимы, однако. Оказывается, что любимая кассетка (практически, исключительно удачно эквализованная вами коммерческая запись) на видавшем виды «лежачем» музцентре да на расшатанную от времени акустику может дать максимум настроения за минимум затраченного времени. Оказывается, что ни торжественный ритуал, ни даже концентрация внимания не важны. Но вы уже на крючке у индустрии, вы уже воспринимаете «железо» и внимаете его «жрецам».
На память приходит эпизод с фрагментом песни  “Little Child” в сцене дома у фарцовщика на изрядно побитом «мафоне» – кажется, что посредственный советский фильм «Мужской разговор» снят для протаскивания на экран кусочка Beatles. «Если он слушал на развалине, я буду слушать еще лучше на самой лучшей из систем», такая мысль начинала предательски буравить вас, пока вы не пускались «во все тяжкие» дабы осуществить мечту. Аналогичные странные стимулы подстерегали там и сям других скрытых аудиофилов. Многие стали олигархами с  «мечтой на уме».
Здесь выявляется аспект, который является для аудиофилии жизненно необходимым воздухом. Как «орел не размножается в неволе», так и аудиофил не живуч в атмосфере зависти и обманутых  желаний. А ведь именно их порождает агитпроп индустрии. По крайней мере, неумный агитпроп…
Индустрия способствует тому, быстро «поднимая» и затем резко меняя «фаворитов». Она спешит огорошить ваше воображение. Общеизвестно, что квадро, Sony Elcassette, CD,  DAT, Mini disc и, как оказалось сегодня, винил были брошены на полпути недо-продюcированными. И далеко не они одни. Записанный звук можно доставлять на ухо уже даже через вживленный в тело чип-генератор эмоций восприятия (наподобие идей «Матрицы»), но пожалуй лишь за консервативными аналоговыми средствами стоит признать статус гуманных и безвредных. Вопрос только в том, даете или нет вы себе труд (и средства) на восстановление и эксплуатацию таких «динозавров».
Надо бы дать! В спокойствии ваших границ, в охране своего душевного спокойствия от происков  коварной индустрии вы должны быть непоколебимы. Задача не из простых, но некоторые навыки «движение сопротивления» уже наработало. Цинизм, прежде всего. Пользователь как невольный потребитель рекламы (и экспертных статей) знает и готов ко лжи, от лукавой полуправды до наглой ахинеи, особенно в том, что касательно свойств рекламируемого продукта. Индустрия отлично знает то же самое и продолжает нагло (то есть доказательно) врать, оперируя главным тезисом: новинка поддержит статус юзера в обществе. Мол, все еще стираете вручную? Мы идем к вам!.. Увы, посыл не лишен смысла, ведь ваш деловой партнер, коллега или (боже, сохрани) босс подумает о вас, бог весть что, наслушавшись не весть чего у вас дома… Возможно, босс тоже человек «и ничто человеческое…», но положение обязывает его блюсти «корпоративный интерес» индустрии.
Многие наловчились пережидать натиски рекламных компаний: не успело, действительно, прижиться 3D видео, как на горизонте уже Dolby Atmos оборудованные ресиверы. И столь быстрая сменяемость – самый стойкий тренд. Ну а поскольку ни один киноман не реализует подручные настройки современных ресиверов даже на 50% — их возможности и ваши новые открытия с ними безграничны, как в видео, так и в аудио. Мне знакомы завзятые ламповики, которые с головой ушли в многоканальное аудио и коллекцию компакт дисков (даже не SACD). И это при том, что изрядные по комплектующим ресиверы «поколения про лоджик» (Dolby surround) вызывают лишь презрительную гримасу при появлении на «вторичном рынке».
Отслушав «разложенные» на 5-7 каналов DSP «компакты» на дому у «ренегатов лампы», я нашел (но не стал аргументировать, поскольку бесполезно) что их «реалистичный контрабас» есть всего лишь невнятное и далекое бормотание, а вовсе не искусная пальцевая техника с потом и волдырями.
Таким образом, вы вольны взять любой курс, дать задний ход или бросить якорь. С вашим отстроенным и хорошо изученным — пусть отжившим — форматом вы всегда оказываетесь на гребне волны, и даже ваш босс будет покорен.
Наконец, консерватора, который держится за существующую систему, окрыляет еще один факт. Могут меняться форматы и модули в схемах – но в основе своей аудио не меняется десятилетиями. Ничего радикального не придумано в динамиках и усилителях, неизменна  конфигурация стереосистемы, да и цифровое аудио все еще не полностью, не идеально и не достоверно отрабатывает разрядность 20 бит, не говоря о 24. Более того, продолжает оспариваться целесообразность расширения динамики и полосы воспроизводимых частот за пределы восприятия, поскольку тем самым АЧХ лишается права вершить собственную судьбу натурально, но лишь по принуждению. Иными словами, индустрия сама толкает нас к признанию неких стереотипов. Вы можете ценить свою систему как архетип «эпохи правильного звука»… или эпохи, когда «все было правильно». Ведь и в рекламах то и дело прорываются кивки на «классику» аудио, казалось бы немодную и непроизводительную.
Моя слабость – французский звук и дизайн, и выставочное аудио из Франции манит меня, но всякий раз я вижу вездесущую экономию разработки и воплощения, в особенности в легковесных CD-транспортах и дешевых бумажных купольных «пищалках», бесхитростных материалах и формовках подвеса басовиков. Признавая право на индивидуальный вкус и делая поправку на конкретное помещение и на кошелек, я верен ряду постулатов (например, бас-динамик 25 см + ленточная «пищалка», вес усилителя от 10 кг и выше). Я не паду ниже этого «плинтуса», даже подбирая аудио в чулан или в ванную. Многие читатели меня с готовностью поймут.
А как же тренд, развитие аудио, спросит въедливый читатель-технократ. Тренд «развития» техники и музицирования – в общем их «ужесточении», в жесткости, сухости, строгости, схематичности и монотонности. Вал определенно доминирует над «потреб-ценностью» продукта, поскольку сменяемость ряда двигает торговлю. Полагаю, долговременная схема «развития» уже разработана в индустрии, и разные бренды послушно движутся в одном направлении с одной скоростью. Шедевры (сумасбродный прорыв за рамки правил) исключены, их таланты «оприходованы» на поточную работу да с крупным жалованьем. В усилителях одно время изымали из звуковой цепи конденсаторы (сделав модным обозначение Direct Coupled), чтобы через некоторое время начать ставить их опять… причем, с весьма спорным эффектом в качестве звучания. В музыке абсолютно то же. Рок-группа, которая не представляет из себя ничего интересного, может назваться «Мечтать» якобы в новоязном значении существительного, а не глагола. Таких много, поскольку эпоха не дает пищу к музицированию более «открытому», чем название.
Принимая циничное настоящее как данность, я не вижу дурного в известном консерватизме. За игрой в потребление и за «соревнованием самолюбий» могу понаблюдать лениво со стороны. Мне больше даст чтение «Джейн Эйр», чем разворачивание ультра-дорогого «железа» с холодным аскетичным звучанием. Это исключает меня из числа аудиофилов? Вряд ли. Недаром же на вопрос «вы тут, потому что планируете покупку?» мне на (западных) выставках чаще отвечали: «Нет, у меня уже есть стерео».
Разумеется, мы все стеснены средствами, в нас еще живут азарт игрока и надежда на фортуну, и оттого тоже мы пускаемся в авантюрные приобретения. Если вы уже встали на этот путь, назад повернуть бывает нельзя. Но можно, очертя голову, вперед. Апгрейд, в особенности такой как надстройка винтажа все более изощренными мультимедийными и цифровыми возможностями, делает ваш «старый звук» дряхлым и безжизненным, и вам уже недосуг разбираться в психологии этого явления, а впору и куда выигрышней оставить старую систему «как есть», построив параллельно ей совсем новую. С парой-тройкой систем на кухне, в спальне, в гостиной ухо получит нужную свежесть контраста. Это самый простой выход из капкана зависти к чужой «системе мечты».
Носители, прежде всего винил разных изготовителей (лейблов и стран), не без оснований называют компонентом системы. Этим объясняется «лихорадка» безудержной скупки всякого разного винила, не успевая его отслушать. Мечта собрать полную коллекцию любимого исполнителя (нередко, все альбомы Royal Philharmonic, Beatles или Pink Floyd) оказывается фикцией в реальном ее воплощении. Даже у безработного и человека свободной профессии не оказывается графика и настроения для вовлеченного регулярного прослушивания «коллекции мечты» — а иного режима не дано. Обладатели больших фонотек твердят о паре-тройке… ну десятке наименований, которые всегда под рукой. При этом, «въехавшие» в эстетику кассетной деки (иногда даже простой 2-головой) продолжают слушать кассету, и они «более правы», чем столь же сильно привыкшие к гаджету.
Пожалуй, в нашей стране можно говорить о когорте «повальных собирателей» именно джентльменского набора или горстки классик-рок-групп, которые приравнены к «хождению звонкой монеты» – Beatles, Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, куда, скажем, Grand Funk, Abba, Depeche Mode уже не входят. До недавнего времени таким же было отношение к ламповому бренду Audio Note и к транзисторному Mark Levinson. К таким счастливым обладателям ходили целенаправленно в гости, причаститься… и нехорошо позавидовать-позларадствовать насчет огрехов звучания. Можно с уверенностью ныне констатировать размывание и этих критериев престижа.
Вот почему можно (и нужно уметь при необходимости) быть самодостаточным при 2-3 дисках, с десятком кассет, имея по (позволительной и «вылизанной») системке в каждой из комнат, а то и просто большой добрый старый геттобластер. Любовь к аудио делает всякую систему, всякую музыку аудиофильской и в своем роде удачнейшей. Это убеждение возвращается к вам сторицей, обогащаясь вашей позитивной проекцией в общество.
Накупившие большие количества и разведывающие на чужих демонстрациях — вовсе не более довольны. На их лицах зачастую застыло «волчье», несколько затравленное выражение. Закачки, целые их «библиотеки» и карманная музыка (в отличие от «вокманов» 80-х) дают типично «женское», то есть обманчивое и надуманное, впечатление свободы, самодостаточности и независимости. Закачки – такие же ваши «друзья», как и «фейсбучные», поэтому не могут даже вызвать зависть.
Таким образом, если социальный мир вы не в силах создать во всем обществе, ваш круг общения в этом обществе должен жестко ограничиваться и надежно ограждаться от каст – как низшей, так и высшей. Будете ли вы свободны при этом от угрызений совести и зависти, чтобы стать вполне открытым и восприимчивым аудиофилом – вот это вопрос.

Вот такие дела, други мои. Конец, как говорится, цитаты. Напоследок вспомнилась цитата из старых советских сатирических куплетов: А ты рот не разевай / газетки-то почитывай / А ну, давай давай давай / Меня перевоспита-а-ва-а-ай! Мы имеем подлинный пример ленинской теории классовой борьбы в буржуазном обществе, где я, очевидно, пролетариат, а некто — булыжник, его орудие. Расшифруйте, как знаете, а я пошел дела делать...

Ваш Владимир

Вы можете оставить комментарий на заметку.

Оставить комментарий или два

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

You must read and type the 5 chars within 0..9 and A..F, and submit the form.

  

Oh no, I cannot read this. Please, generate a